Страну защищали самые обычные люди

В Год педагога и наставника еще раз хочется подчеркнуть важность работы школьного учителя. Именно педагоги могут сделать процесс получения знаний не только важным, но и интересным. Подобрать нужные слова и жизненные примеры, которые близки и понятны ребятам любого возраста. От лица редакции «Пригородной газеты» благодарим всех педагогов школ Горноуральского городского округа, кто сотрудничает с нами, делится своим профессиональным опытом и интересными материалами, подготовленными вместе со своими учениками.

 

Этот очередной исследовательский проект о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла подготовили семиклассники школы №10 села Покровское. Несколько слов о работе мы попросили сказать руководителя проекта - учителя истории и обществознания Галину Николаевну Григорук: «Семейные ценности – это те традиции, которые передаются от наших дедов и прадедов, формируют историческую память новых поколений, уважение к героическому прошлому нашей Родины. Не секрет, что для современных подростков тема Великой Отечественной войны несколько обезличена в связи с отдаленностью события во времени.
Изучая на уроках обществознания тему «Защита Отечества» семиклассники должны были подготовить сообщения об участии своих предков в военных событиях 1941 – 1945 годов. Выполняя это задание, они общались с родственниками, записывали их воспоминания, изучали наградные листы и удостоверения к наградам. Рассказы о прошлом семьи, её истории, запечатленной в семейных архивах, помогли подросткам понять, какой вклад внесли их близкие в разгром фашистской Германии. Они смогли осознать, что в годы войны страну защищали самые обычные люди, среди которых были их прадедушки и прабабушки, жившие в то грозное для страны время».

Богдана Синенко, 7 «Б» класс, школа №10.
О своих прадедах, погибших в Великой Отечественной войне, я знаю из рассказов бабушки, дедушки и мамы.
WhatsApp_Image_2023-05-02_at_09.29.14.jpeg


Про прадеда Ивана Маркеловича Шарина мы знаем немного. Он погиб в самом начале войны, в сентябре 1941 года, в боях за город Смоленск.

дед_2.jpg

Второй мой прадед – Михаил Михайлович Беляев – до войны работал счетоводом в Новолялинском лесокомбинате. Его призвали в армию в декабре 1941 года. Сначала он служил писарем в штабе, и ему даже дали отпуск, чтобы повидаться с семьей. Когда он приехал в родной поселок и увидел, как плохо живется его семье, то сказал жене: «Татьяна, я буду проситься на передовую, чтобы приблизить Победу».
Моей бабушке было всего четыре года, когда началась война. Она рассказывала, что помнит только, как отец усадил их всех на лавку (а было их шестеро: пять дочерей и сын) и угощал булками, а мама стояла рядом и плакала…
В нашей семье бережно хранятся три письма прадеда с фронта. Про себя он писал мало, больше спрашивал, как живется жене и детям, поддерживал их, успокаивал. Война уже приближалась к концу, а в феврале 1945-го прабабушке пришло извещение о том, что ее муж пропал без вести. Она знала только, что воевал он в Австрии.
Уже после смерти прабабушки в архивах разыскали сведения о нем благодаря Всероссийскому проекту «Дорога памяти».
Прадед воевал на Западном фронте, был лаборатористом артиллерийского снабжения армии. Награжден медалью «За боевые заслуги». В Наградном листе написано: «…Для точного и своевременного обеспечения войск требовался исключительно точный учет. Эту задачу полностью выполнил сержант Беляев. Не считаясь ни с отдыхом, ни с временем, тов. Беляев, несмотря на большой оборот (до 1000 вагонов) один обеспечил точный учет и информацию штаба Артиллерии Армии…»
Вот и все, что я знаю о своих прадедах. Я горжусь ими и постараюсь сохранить память о них.

WhatsApp_Image_2023-05-02_at_09.27.56.jpeg

ЛИСТ.jpg

Виктория Гаврилеева, Виктория Гаврилеева, 7 «Б» класс, школа №10.

Моя прабабушка Наталья Ивановна Щигорцова прожила очень долгую жизнь.

WhatsApp_Image_2023-05-02_at_14.00.37.jpeg

Она родилась 18 июня 1928 года в далекой от Урала Брянской области, в селе Павловка Унечского района. В семье было семеро детей. Прабабушка Наташа вспоминала, как с раннего возраста  с весны до осени вместе со взрослыми работали в поле, а зимними вечерами девочки ткали полотно. Самым тяжким временем в жизни семьи были годы Великой Отечественной войны. В 1942 году в село пришли фашисты. Они забрали весь урожай, корову и свиней. Но страшнее всего было то, что дети и жена остались без отца и мужа. Мой прапрадед, глава семьи, считался образованным человеком. Он хорошо знал математику, русский язык и даже несколько иностранных языков. Прабабушка  вспоминала, что фашисты предложили ему стать то ли переводчиком, то ли бургомистром, но прапрадед отказался, и тогда его угнали куда-то на запад, где он и умер. Мама прабабушки Доминика Киреевна вместе с детьми помогали  партизанам, носили им еду, хотя сами едва выживали. Прабабушка часто вспоминала, что в годы войны был страшный голод. Котлеты готовили из лебеды  и отрубей, жарили на солидоле. Летом жилось легче: выручали ягоды, грибы, орехи. Нелегкими были и первые послевоенные годы. Вручную разрабатывали землю, которая за годы войны заросла травой, покрылась дерном. Как говорила прабабушка, «вместе поднимали колхоз, постепенно вставали на ноги». Из-за голода и непосильного труда из семи детей выжили только три сестры, в том числе Наталья Ивановна.  До двадцати пяти лет бабушка работала дояркой в местном колхозе. Вставали затемно, до рассвета, коров доили вручную, спать ложились после того, как прошла вечерняя дойка и сделаны все домашние работы. В двадцать шесть лет прабабушку выдали замуж, не спрашивая ее согласия. Муж был моложе ее на шесть лет, с такой же фамилией и именем, как у отца. После замужества стала работать поваром в сельской столовой, хотя нигде этой профессии не училась. Вскоре родилась дочь.Семье жилось по-прежнему тяжело. И когда в 1952 году сестра Маша позвала прабабушку жить  в Нижний Тагил, она, не раздумывая, завербовалась и уехала вместе с матерью и дочкой Валей на Урал. С первым мужем прабабушка развелась. Где только ни работала Наталья Ивановна в Нижнем Тагиле:  то на стройке, то на НТМК, а то на ЗЖБИ. Образование - четыре класса,  профессии нет… Одно время строила мост через реку Тагил от Красного Камня до Выи, таскала шпалы и щебень. Судьба подарила второе замужество. Через семь лет жизни на Урале вышла замуж за Александра Рыбалкина и родила вторую дочь Женю.К пятидесяти годам от тяжелой работы стали сильно болеть ноги. Но бабушка и здесь нашла выход, не осталась без дохода. В детстве она научилась плетению красивых кружев. В то время в магазинах хороших товаров было немного, вот и вспомнила прабабушка свое детское умение, стала вязать кружевные накидки на подушки и домашние пледы.Шли годы… Дочери вышли замуж. У Валентины детей не было, у Евгении – четверо. Наталья Ивановна помогала младшей дочери растить внуков. Так и прожила с ее семьей до 92 лет. 3 октября 2020 года прабабушки не стало. Но память о ней, труженике тыла, ветеране труда и просто хорошем человеке, живет в нашей семье.

В каждой нации есть свои герои

Сегодня в мировой общественности участились попытки делить людей на плохих и хороших не по их человеческим качествам, а по национальности. Но уроки истории показывают, что у любой нации есть свои герои и достойные труженики. Учитель немецкого языка Ирина Михайловна Андреева с учениками школы № 4 села Лая провели большую исследовательскую работу  и собрали материал о советских немцах – педагогах, которые прошли испытание Великой Отечественной войной и  работали в сельской школе в тяжёлое послевоенное время. Сегодня мы публикуем рассказ об одном из них - Эммануиле Эммануиловиче Штейнмеце, который 16 лет проработал директором Лайской школы №4. Материал подготовлен на основе  воспоминаний учителя истории Зинаиды Сергеевны Шиляевой.Сегодня в мировой общественности участились попытки делить людей на плохих и хороших не по их человеческим качествам, а по национальности. Но уроки истории показывают, что у любой нации есть свои герои и достойные труженики. Учитель немецкого языка Ирина Михайловна Андреева с учениками школы № 4 села Лая провели большую исследовательскую работу  и собрали материал о советских немцах – педагогах, которые прошли испытание Великой Отечественной войной и  работали в сельской школе в тяжёлое послевоенное время. Сегодня мы публикуем рассказ об одном из них - Эммануиле Эммануиловиче Штейнмеце, который 16 лет проработал директором Лайской школы №4. Материал подготовлен на основе  воспоминаний учителя истории Зинаиды Сергеевны Шиляевой.Эммануил Штейнмец родился 15 сентября 1916 года в Республике немцев Поволжья в селе Кривояр Ровенского района Саратовской области. Отец его был сельским писарем, участвовал в  I-й мировой войне, затем в революции, Гражданской войне. Погиб в 1918 году при  освобождении Украины от немецких оккупантов. В 1935 году Эммануил Эммануилович закончил семилетку и по набору комсомола был направлен в Ровенский педагогический техникум. После окончания  техникума   в  1939   году    работал    в     селе    Красноармейское Саратовской  области   учителем истории, географии  и конституции. Здесь в школе он познакомился со своей будущей женой Марией Федоровной. В 1940 его назначили директором школы. С осени 1941 года работал учителем истории и немецкого языка в Казахстане, в Павлодарской области. В январе 1942 года был взят в трудовую армию в г. Нижний Тагил (Тагиллаг) в стройотряд. Прибывшие советские немцы не были ни под судом, ни под следствием, никому из них не был определен срок заключения. Никто из них не был исключен из партии и комсомола. Эммануила Эммануиловича избрали секретарем созданной комсомольской организации. Трудармейцы строили военные объекты, и за добросовестную работу Э.Э. Штейнмец был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.». В последние годы войны он работал старшим переводчиком управления лагеря военнопленных, затем стал инструктором по антифашистской работе, преподавал немецкий язык, историю КПСС и курс международных отношений. В 1949 году был демобилизован и снова стал работать учителем истории и немецкого языка в школе № 61 Нижнего Тагила, параллельно заочно обучаясь в Свердловском государственном педагогическом институте. В 1956 году Нижнетагильским гороно направлен директором в Лайскую школу № 4,  где проработал 16 лет.  С 1972 года возглавлял среднюю школу Невьянского района. Ветеран   педагогического  труда Эммануил Эммануилович Штейнмец награжден пятью правительственными наградами, ему присвоено звание «Отличник народного образования». С 1974 года он являлся внештатным корреспондентом газеты «Звезда». Им    пройден большой  трудовой  и  жизненный  путь. У учеников и коллег пользовался авторитетом и доверием, вёл активную общественную работу. Вместе с женой вырастил и воспитал  четверых детей. Старший сын Артур – профессор психологии, заведовал кафедрой Калужского государственного педагогического университета. Людмила – преподаватель немецкого языка, почетный  работник  общего образования Российской Федерации. Александр – художник, член союза художников, завуч художественной школы в Санкт-Петербурге. Лидия закончила Курганский педагогический институт, работает старшим методистом дошкольного образования в посёлке Старатель.Последние годы Эммануил Эммануилович жил в Германии, но поддерживал связь с Лайской школой, помнил о ней. Умер в возрасте 97 лет 25 сентября 2013 года.

Подготовила Е.А. Панькова.

директор_1.jpg

Э.Э. Штейнмец (в первом ряду в центре).

школа_лая.jpg