maxresdefault.jpg

За 9 месяцев на территории ГГО зарегистрировано 34 преступления, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, из них 19 мошенничеств и 15 краж денежных средств с банковских карт граждан. Десять из них раскрыты.
68-летняя жительница посёлка Черноисточинск в конце сентября оформила кредиты на сумму 1 миллион рублей и отдала их мошенникам. Злоумышленники действовали настолько убедительно, что женщина поверила, что сможет предотвратить мошеннические действия с ее банковским счетом.
По стандартной схеме неизвестная представилась сотрудником банка. Девушка сообщила, что на пенсионерку оформляется кредит по доверенности и перевела звонок на своего начальника, также специалиста банка. Мужчина пояснил, что нужно оформить кредит для того, чтобы деньги не списались со счета потерпевшей. Для убедительности звонивший дал номер сотрудника полиции, чтобы пенсионерка удостоверилась в законности всех операций. Далее женщина позвонила по указанному номеру телефона, где ей ответил начальник Следственного отдела МВД Московской области и подтвердил необходимость оформления кредита для предотвращения мошеннических действий. Изначально он сообщил, что необходимо оформить кредит на сумму 300 тысяч рублей, но в банке женщине одобрили кредит на 100 тысяч больше. Далее по указанию злоумышленников оформила еще один кредит, уже под залог собственного жилья. Все полученные денежные средства пенсионерка перевела на счета мошенников через банкомат. После женщине пояснили, что в ближайшее время ее вызовут в полицию и далее дело будет закрыто, денежные средства вернутся. По своей инициативе пенсионерка прибыла в полицию, где ей сообщили, что она стала жертвой обмана.
Светлана Геннадьевна Широкова, практикующий психолог, сотрудник ЦМП «Вместе» Горноуральского городского округа, рассказала, как не попасть в подобную ситуацию.
Телефонное мошенничество сегодня - один из самых распространённых видов преступлений.
Главный инструмент, которым пользуются мошенники – социальная инженерия, или использование человеческих слабостей для того, чтобы обманом заставить человека раскрыть информацию или совершить действие. Для этого злоумышленники используют эмоциональную манипуляцию: люди чаще совершают иррациональные или рискованные действия, находясь под влиянием эмоций – страха, паники, любопытства, злости, чувства вины или эмоционального возбуждения.
Помимо эмоций, еще один из главных инструментов мошенников – срочность: делается упор на необходимость экстренных действий «прямо сейчас», чтобы отключить критическое мышление и не оставить жертве времени для раздумий.
Аферисты сначала нагнетают напряжение, вызывают чувство тревоги или жадности, появляется чрезмерное возбуждение. В этом состоянии человек испытывает потребность совершать действия, чтобы как можно скорее получить желаемое. И тут мошенник как бы предлагает помощь, выступает в качестве спасителя, опоры в критической ситуации. Человеку внушают, что нужно сделать, чтобы спасти себя от проблем с законом, больших растрат или, наоборот, получить прибыль. Наш порог критичности снижается, возникает симпатия, неосознанное доверие к собеседнику.
В основе сценария мошенников всегда лежит предсказуемость человеческого поведения в стрессовых ситуациях. Таким образом, сюжет как бы предопределён изначально. Если вы попали под влияние обманщиков, ваша задача — поменять сценарий, чтобы всё пошло не по их плану.
Кто становится жертвой
мошенников?
Жертвой может стать человек любого возраста, образования, социального статуса.
Чаще всего на удочки злоумышленников попадаются пенсионеры: в силу физиологических и психологических особенностей стариков обмануть легче всего.
Среди факторов, повышающих риск стать жертвой - снижение когнитивных функций у пожилых людей: анализа, памяти, критического мышления, а также более низкий уровень финансовой грамотности. Также фактором риска считается одиночество — человеку просто не с кем посоветоваться.
Притягательными для обманщиков являются наше легковерие, чрезмерная доверчивость, наивность.
Чем внимательнее и рациональнее человек, чем выше его когнитивные способности и чем больше времени у него на то, чтобы подумать, тем меньше шансов на успех у мошенника.
Что происходит в голове у жертвы?
Чтобы не спугнуть жертву, начиная с ней общение, преступники представляются кем-то авторитетным, надевая маску государственного служащего, сотрудника банка, полицейского, специалиста в какой-то отрасли и пр. Такая методика обычно работает безотказно, так как мы все с детства приучены доверять авторитетным людям, особенно, если те заверяют в готовности оказать нам какую-то помощь.
Большинству из нас трудно ответить отказом на вежливую просьбу нуждающегося в помощи человека.
При недостатке времени на обдумывание люди принимают решение, основываясь не на логических выводах, а на доступной информации.
5 признаков лжесотрудников банка:

  1. Звонят вам, а не вы обращаетесь с проблемой.
  2. С вами говорят о деньгах, необходимости перевода какой-то суммы.
  3. Требуют сообщить банковские данные, например, сумму последней операции, номер карты.
  4. У вас пытаются вызвать эмоции, пугают, что средства уходят.
  5. Вас торопят, не дают позвонить кому-либо для консультации.


Как реагировать на попытки обмана?

  1. Получив звонок или сообщение, постарайтесь успокоиться и не принимать решение сразу. Лучше сказать звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.
  2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счёта, логин и пароль от страниц в социальных сетях.
  3. Задавайте вопросы. Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, доктор поликлиники, страховой агент, первое, что нужно сделать, попытайтесь узнать информацию о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации и прочее настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.
  4. Самый надежный способ уберечься от телефонных мошенников — это просто прекратить разговор.