- В первую очередь поздравляем вас с такой серьёзной победой. Юля, при поддержке своего наставника ты уже второй год подряд становишься победителем этого конкурса. В чём секрет успеха? Как пришло решение участвовать в состязании лучших школьников страны?
- Когда Максим Олегович первый раз в 9-м классе предложил мне участвовать в конкурсе, я сначала не хотела. Подумала, что нет смысла заявляться, я проиграю на первом же этапе. Сложно было поверить, что такой конкурс существует, что действительно можно проявить себя независимо от того, где ты живёшь, в какой школе учишься. Но благодаря поддержке наставника, который убедил, что верит в меня, я всё-таки решилась, и мы начали готовиться. Очень важен настрой наставника. Или он делает всё для галочки, или максимально старается работать на результат.
- Расскажи немного об организации конкурса. Какие задания приходилось выполнять?
- Конкурс проходит в два этапа: очный и заочный. Сезон начинается в марте. Изначально все участники проходят регистрацию на сайте «Большой перемены» и выполняют первые тесты общей направленности. Сектор вопросов очень широкий: профориентация, экология, история, предпринимательство, интеллектуальное лидерство и т.д. После из десятка тем в области обществознания необходимо выбрать свой вызов - тему проекта, который будешь выполнять в дальнейшем. Первое задание заочного этапа – визитка (презентация о себе). Снимается видеоролик, пишется эссе. Здесь же необходимо решить несколько задач на IQ (коэффициент интеллекта). Второе задание - командное, выполняется вместе с наставником. Мы с Максимом Олеговичем выполняли проект на тему «Положительный стрит-арт». Надо было предложить решение проблемы современного стрит-арта, чтобы это был не акт вандализма, а культурный проект.
- Максим Олегович, участие в «Большой перемене» - это ваш первый подобный опыт? Насколько он был интересным?
- Мы принимаем участие во многих конкурсах и проектах среди школьников, но «Большая перемена», пожалуй, самый масштабный и престижный. Здесь есть за что побороться: весомый денежный приз и ещё плюс пять баллов к ЕГЭ. Организаторы конкурса ставят очень интересные и сложные задачи. Мы прошли командное задание на максимуме. В результате Юля получила очень высокие баллы на заочном этапе и вышла в полуфинал. Очень важно качественно выполнять задания на каждом этапе, потому что финальный результат складывается из общей суммы баллов. Достаточно провалить одно задание, и уже нельзя будет рассчитывать на победу.
- Юля, в этом году полуфинал проходил в Югре (ХМАО). Это очный этап, и там тебе пришлось работать в команде с другими ребятами. С кем-то из них ты уже была знакома?
- Нет. Все участники, как в полуфинале, так и в финале, разбиваются на команды так, чтобы не было знакомых и друзей. Создаётся стрессовая ситуация, чтобы ты мог проявить себя в максимально сложных условиях. В 10-м классе полуфинал проходил в Тюмени, и со мной ездил Максим Олегович. В этом году из-за пандемии нас сопровождали только представители области. Но мы всегда с наставником были на связи. Конечно, во время решения заданий нельзя пользоваться телефоном, но после мы регулярно созванивались. Я могла попросить совет, поделиться впечатлениями. Максим Олегович меня очень поддерживал с психологической стороны.
В полуфинале высокими баллами оценивались креативное лидерство, альтруизм, коммуникативность. Во время конкурса ты постоянно находишься в напряжении и должен показать своё умение действовать в нестандартной ситуации, ориентироваться в какой-то определенной теме, находить необычные решения поставленных задач.
У нашей команды было направление экология, проблема почвы. Мы предложили создать приложение, где за проведение какой-то экологической акции (ликвидация свалки, уборка мусора, сбор ТКО и т.д.) волонтёры и обычные люди могли бы получить баллы, которые в дальнейшем можно обменять у спонсоров на товар или получение какой-то услуги. Так, например, на чизбургер в «Бургер Кинге». Мы подготовили презентацию проекта для продвижения его в бизнес, кроме того, разработали проект игры про экологию России и получили за свою работу очень высокие баллы.
По результатам полуфинала первых 400 ребят в рейтинге наградили семидневной поездкой «Любимая страна». Были путёвки в разные регионы и города страны: Дагестан, Архангельск, Владивосток и другие. Я в марте поеду в Москву.
- Финалистов вновь собрал «Артек». И опять незнакомая команда. Что ты можешь сказать о ребятах, с которыми пришлось работать? Что было самым сложным на этом этапе?
- В этом году в финале было работать сложно. У нас в команде было 12 ребят из разных регионов: Свердловской области, Пермского края, Дагестана и др. До этого мы с ними были незнакомы, узнали друг друга только при входе в аудиторию. Все они оказались очень хорошими и интересными людьми, все были настроены на продуктивную работу. Главная трудность - каждый хотел выделиться, чтобы его заметили, услышали. Из-за этого вначале некоторые просто кричали, не давали высказаться другим. Важно не то, что ты привлекаешь внимание, а чем ты его привлекаешь. Что ты говоришь, какие идеи предлагаешь, какой посыл, настрой ты даёшь команде. Самое главное было найти общий язык со всеми участниками. Не предложить интересную мысль, идею, а услышать её и помочь ребятам прийти к общему решению. Во время конкурса за каждой командой закрепляется эксперт, в нашем случае - это психолог, который оценивал личные качества каждого участника. Баллы давались как за работу в команде, так и за личное участие.
- Как ты думаешь, чем тебе удалось выделиться среди других участников и получить такой высокий результат?
- Наверное, открытостью к людям, готовностью услышать каждого участника. Объяснить, что мы команда и должны работать вместе, и если не сумеем собраться, то не получим желаемого результата, а командные баллы играют большую роль.
Особенно в полуфинале (ребята мне сами об этом сказали) мои организаторские способности помогли команде сплотиться и хорошо сделать работу.
- Над решением какой проблемы пришлось трудиться твоей команде в финале? По каким критериям оценивался каждый участник?
- В финале нам попалась тема «Среда обитания». Мы разрабатывали концепцию небольших парковых зон в городах. Уже имеющиеся парки мы переделывали, модернизировали, включали туда элементы культурного развития. Например, площадки для начинающих музыкантов, места для буккроссинга, где люди могли бы обмениваться книгами. Главное условие нашего парка – отсутствие у посетителей гаджетов и телефонов. Мы выступили за живое общение, так как в современном мире все быстро меняется, очень много информации, и времени насладиться моментом у многих просто не остаётся. Как показывает статистика, в России обучаются только 17 % взрослого населения, тогда как в Европе, США этот процент гораздо выше. Люди старшего поколения не знают или просто не задумываются, что они могут сделать для сохранения природы, и какой вред они могут нанести ей своими привычными делами. Исходя из этого, мы предложили в наших парках проводить для взрослых людей курсы выходного дня по экологической грамотности, где они могли бы получать новые знания в этой области и их применять в жизни.
Кроме работы в команде каждого ждали испытания на личную компетентность. Во время беседы с экспертом нужно было ответить на непростые вопросы. Например: «Если бы вы стали учёным и у вас был бы всего один день, что бы вы изменили в сфере искусства?» Вопрос интересный, но быстро сориентироваться и за 20-30 секунд дать содержательный ответ довольно сложно.
Одним из важных критериев оценки финалиста была когнитивная гибкость - это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.
- Юля, второй раз в финале было легче? Ты уже знала, что нужно делать, какие основные требования. Надежда на победу была?
- Конечно, надеялась, но понимала, что могу и не победить. Я себя настроила, что в любом случае я уже молодец, потому что из полутора миллионов участников попала в полторы тысячи ребят-финалистов, собравшихся в «Артеке».
Насчёт легче, пожалуй, нет. В этом году психологически было сложнее не опустить планку, не подвести тех, кто в тебя верит и поддерживает.
- Как ты считаешь, что тебе дали участие и победа в таком масштабном конкурсе?
- Во-первых, веру в себя, в свои силы и возможности. Опыт общения с незнакомыми людьми, умение работать в команде и находить совместные решения поставленных задач.
В «Артеке» у нас было много мотивирующих встреч с интересными, успешными людьми . Мы общались с главами крупнейших российских компаний – «РЖД», «Росатом», руководителем «Mail. ru» и «ВКонтакте».
На закрытии всех участников и победителей «Большой перемены» в режиме видеоконференции поздравил президент страны Владимир Владимирович Путин.
Всем финалистам подарили бесплатную смену в «Артеке», поэтому я вернулась только через две недели после конкурса.
- Этот год у тебя выпускной. Куда думаешь поступать после школы?
- Мне хочется свою жизнь связать с педагогикой или журналистикой. Посмотрю, как сдам экзамены. Теперь знаю, что моя жизнь во многом зависит от меня самой.
- Еще раз от всей редакции поздравляю тебя и твоего наставника с грандиозной победой. Надеюсь, что ваш результат послужит примером для других ребят нашего округа. Юля, тебе - успешно сдать экзамены и поступить в выбранный вуз.