Самоцветы со всего света
В этом году число гостей и мастеров на фестивале «Самоцветная сторона» побило все рекорды, а камни, выставленные коллекционерами, представили поистине мировую географию - уральские самоцветы, бразильские цитрины и аметисты, африканский малахит, индонезийский халцедон и т.д.
Среди любителей камня, которые привезли свои коллекции, были и завсегдатаи фестиваля, и те, кто приехал в Мурзинку впервые. В большинстве своём коллекционеры люди не публичные, с удовольствием рассказывают о привезённых минералах, а о себе говорить не любят. Но были и те, кто охотно поделился впечатлениями и не отказался сфотографироваться.
Семья Ромашовых.
- Мы здесь впервые, много слышали о Мурзинке, и вот приехали сразу всей семьёй, - рассказал Дмитрий Ромашов из Екатеринбурга. - С нами даже бабушка со своими куклами приехала. Нам здесь очень нравится атмосфера, думаю, что теперь мы будем в числе ваших постоянных гостей.
Дмитрий привез в Мурзинку жену и четверых детей. Таким же составом они путешествуют и по копям в поисках интересных минералов.
– Копают все. Детей приобщаем, начиная лет с трёх-четырёх, у них у каждого уже есть своя личная коллекция.
В коллекциях, которые уже несколько лет подряд выставляет житель Екатеринбурга Николай Подойников, представлены камни не только со всего бывшего Советского Союза, но и из разных заморских стран - от нашего родного Южаковского письменного гранита до удивительного виноградного халцедона из Индонезии.
Кальциты (белые), андрадиты (черные).
Николай родился в посёлке Зенковка Алапаевского района и уже более 40 лет занимается камнями. В этом году его коллекция пополнилась уникальными образцами кальцитов и андрадитов (минерал группы гранатов), привезёнными с месторождений в Казахстане.
Сердолик.
Сердолик – один из постоянных представителей рода самоцветов на Мурзинском фестивале. Минералу с давних времён приписываются сильные магические и лечебные свойства. Считается, что этот камень очень сильный любовный талисман. Известно, что кольцо с сердоликом носил Байрон, а у Пушкина их было два. С перстнем, который подарила ему Елизавета Воронцова, поэт не расставался до конца жизни, вероятно, веря в его магическую силу, и даже увековечил его в стихах. Одно из самых известных - «Храни меня, мой талисман».
Красивые образцы этого камня привёз коллекционер из Новоуральска Алексей Ломаков. Представленный сердолик привлёк внимание очень насыщенным ярким цветом. И как оказалось, это не случайно. Камни привезены из Крыма, а сердолик из тех мест у специалистов считается одним из лучших в России. Как рассказал владелец, камни были собраны на пляжах Чёрного моря.
Кахолонг.
Очень необычный камень кахолонг приехал к нам из-под Оренбурга с месторождения у посёлка Речной. Его ещё называют белым опалом, или жемчужным агатом. Наши предки наделяли минерал магическими свойствами и называли кахолонг женским камнем, а в Древней Индии считали, что он образовался из застывших капель молока, упавших с вымени священной коровы. Белые с серыми прожилками изделия и украшения из этого камня довольно популярны, но вот каков он в природе, думаю, видели немногие.
Ювелирные изделия Ювелирные изделия с демантоидами.
Было чем заинтересовать на фестивале и настоящих любителей драгоценных камней и эксклюзивных украшений. Ювелиры из Екатеринбурга (ИП Бобылев) представили коллекцию украшений с уральскими демантоидами. Камень необыкновенной красоты и очень редкий, поэтому по карману далеко не каждому. Игра цвета в огранённых камнях у демантоида сильнее, чем у бриллианта. Крупные месторождения этого камня разрабатываются только у нас на Среднем Урале, одно из них находится недалеко от города Полевской.
Считается, что именно демантоид был описан Александром Куприным в повести «Гранатовый браслет»: «посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину».
Можно встретить этот камень и в «Уральских сказах» Павла Бажова, наши мастера знали толк в «зелёных гранатках». «Старичок есть один. Первейший мастер по огранке и с понятием. Он, видишь, всякие камни берет и после огранки продает, а эти камешки у себя оставляет. Огранит — и в сохранное место. Они, — говорит, — золотоцветню горы родня, их нельзя на пустяковые подвески держать».
Это только несколько фрагментов о красоте камня и его ценителях. Если вы ещё не были в Мурзинке на фестивале Камня, советуем побывать и открыть для себя этот удивительный мир немой красоты природы.
Елена Панькова.
Фото автора.
Возрождая народные традиции
На фестиваль «Самоцветная сторона» в Мурзинку съехались не только мастера по обработке камней и их любители. Много было изделий, сделанных из дерева, глины, тканей, украшений ручной работы.
Татьяна Юрьевна Мымрина, мастер традиционной народной куклы из Екатеринбурга – одна из первых мастеров в области, кто занимается народным творчеством этого направления. Ездит по ярмаркам давно, была в Ирбите, Нижней Синячихе, Таволгах. В Мурзинке на «Самоцветной стороне» впервые побывала лет десять назад только в качестве гостя, а в этом году решила поучаствовать в качестве мастера. «Еще тогда очень понравился здешний минералогический музей, поэтому решила показать его мужу и внучке. Мне здесь очень нравится эта атмосфера праздника. Очень хорошо, что начали возрождать русскую культуру, ярмарочную деятельность, старинные народные традиции».
Про каждую свою куклу Татьяна Юрьевна может рассказывать долго и очень интересно. Ведь на Руси кукла была не только игрушкой, но и имела свое предназначение. И место для каждой было определенное. Например, маленькая куколка с загнутой кверху косой притягивает женское счастье, поэтому представительницы прекрасного пола должны носить ее всегда с собой в сумке. А хранитель дома и достатка, которого принято называть домовым, совсем не обязательно должен выглядеть как старичок. Это может быть и косичка, символ бесконечности, украшенная дарами природы – овощами, ягодами и цветами, чтобы в доме всегда был достаток. Находиться она должна была на кухне, которая раньше называлась «бабьим кутом».
Елена Бессонова.
Фото автора.