Дорогие земляки!Дорогие земляки!
От всей души поздравляю вас с празднованием 385-летия села Мурзинка!
Село Мурзинка, получившее своё название от жившего в этих местах татарского мурзы, прошло путь от возникновения и по сегодняшний день, сохранило свою красоту и самобытность. Оно было основано в 1639 году боярским сыном Андреем Бужениновым на урочище, называемом Мурзинской еланью как Мурзинский острог, казачий гарнизон которого должен был охранять Верхотурский тракт. Мурзинка находится на территории так называемой самоцветной полосы Урала, богатой месторождениями драгоценных камней, знаменита своими голубыми топазами, бериллами, пегматитом, горным хрусталём и иными ценными минералами.Месторождение самоцветов здесь стало известным с 1667 года, когда рудознатец Михаил Тумашев объявил о находке «в горах над рекой Нейвой, поблизости Мурзинского острога, цветных камней и медной руды», а его брат Димитрий в 1668 году открыл малиновые шерлы, аметисты и топазы. В 1669 году около Мурзинки был добыт первый аквамарин. Обработка белого и чёрного хрусталя, а также сердолика началась в 1727 году. Жители целыми семьями из поколения в поколение занимались добычей самоцветов и камнерезным искусством. Драгоценные камни поставлялись даже к императорскому двору.Но главным богатством Мурзинки во все времена являлись её жители, чьим трудом село создавалось и развивалось, кому еще только предстоит перенять эстафету ответственности за его судьбу, кого объединяет забота о родном крае, желание и стремление благоустроить его. На протяжении всех этих лет вы оставались верными традициям предков и сберегли их для своих детей и внуков. Именно через уважение к истории народа прививается любовь и к родной земле. Благодарю вас за преданность малой Родине!Желаю в этот замечательный день всем жителям и гостям села Мурзинка крепкого здоровья, счастья, отличного настроения, благополучия, мира и успехов во всех делах и начинаниях! Пусть этот праздник принесёт в каждый дом хорошее настроение, добрые встречи и дружеское общение!
Д.Г. Летников, глава Горноуральского городского округа.
Мурзинка отмечает 385-летие
САМОЦВЕТНАЯ МУРЗИНКА
Самая яркая страница истории Мурзинки окрашена разноцветьем уральских самоцветов.
Обнаружение «узорочных каменьев» Дмитрием Александровичем Тумашевым в 1668 году в Мурзинской слободе имело большое значение для истории, науки и культуры не только Урала, России, но и мира. Поэтому неудивительно, что самоцветным духом пропитана вся жизнь села.
Это и музей, созданный по инициативе её жителей в 1964 году, знаковые места, фестиваль камня «Самоцветная сторона».
«Мурзинка», «мурзинские копи», «мурзинские самоцветы», «мурзинские камни» - все эти понятия были собирательными, они распространялись на уникальную зону геологических образований, которая называется Мурзинская самоцветная полоса, Самоцветная полоса Урала, Мурзинско-Адуйский самоцветный пояс. Промысел по добыче цветных камней и их огранка были развиты во многих деревнях Мурзинской слободы, а их жители считались мурзинскими крестьянами.
МУРЗИНСКАЯ СЛОБОДА - КРАЙ ХЛЕБНЫЙ
Хлебопашество, а не самоцветный промысел, было главным занятием мурзинских крестьян. И так сложилось, что кроме своего основного дела пришлось им осваивать и умение владения оружием, и навыки работы мельников, кузнецов, рудоискателей, углежогов, старателей, горщиков и кирпичников. На все руки были мастера!
В 1639 году слобода состояла из двух поселений, это собственно Мурзинская слобода (ныне - село Мурзинка) и деревня Алапаиха. Позже в границах земель Мурзинской слободы (волости) было создано 45 деревень.
Если сегодня посмотреть на карту Пригородного района, то из 60 населенных пунктов треть, то есть 20, были созданы крестьянами Мурзинской слободы (волости) в XVII – начале XIX вв.: Верхняя Алабашка, Башкарка, Новая Башкарка, Беляковка, Бызово, Зырянка, Кайгородское, Кондрашина, Корнилова, Луговая, Мокроусское, Мурзинка, Новая, Новопаньшино, Старая Паньшина, Сарапулка, Сартакова, Сизикова, Слудка, Южаково.
Три деревни со временем слились вместе - это Комарова с Мурзинкой, Старая и Новая Южакова - с Большой Южаковой. Десять деревень были выведены в административном порядке на соседние территории, а двенадцать поселений исчезли или были упразднены.
А.К. Денисов-Уральский. Село Мурзинское. 1900-е г. Репродукция.
СЕЛО МУРЗИНКА
Село Мурзинка было главным поселением слободы. С 1639 года и по 1838 год оно являлось административно-хозяйственным, судебным и духовным центром сельскохозяйственной округи. В прежние времена территория села была значительно меньше. Первые три дома на левом берегу Нейвы появились к 1742 году, а деревня Комарова была присоединена к Мурзинке лишь в 1930-е годы. Сейчас в ней насчитывается 206 домов и 10 улиц, хотя для местных жителей привычнее деление села на пять частей с названиями на правом берегу реки - «Уго́р», «За́лог», «Комаро́во», на левом - «Зарека́», «Уго́рчик».
Число жителей села до начала XX века не превышало 200-320 человек, к 1964 году выросло до 865, а по данным 2023 года, сейчас в нём проживает 347 человек. Из наследства прошлых лет мы имеем только фотоснимок и репродукцию картины с изображением панорамы Мурзинки.
Черно-белое изображение картины объясняется тем, что местонахождение картины к настоящему моменту считается неизвестным, она воспроизводится по иллюстрации к каталогу выставки «Урал и его богатства» А.К. Денисова-Уральского. Автор дважды её писал, первая не вернулась из США в 1904 году, вторая – потерялась вместе со всеми его работами в 1918 году.
НАЗВАНИЕ СЕЛА
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк написал: «Считаю нужным оговориться, что Мурзинок на Урале не одна, как есть много Белых и Теплых гор, речек Каменок, Карасьих озер; но настоящая Мурзинка одна…»
Тюркское слово мурза́ (мирза) заимствовано из арабо-персидского языка - «принц, княжеский сын» и было широко распространено в Средней Азии и на Кавказе. Мурза как аристократический титул существовал в прошлом в Казанском, Астраханском и Сибирском ханствах, на русский язык переводился как правитель.
Название нашего села, вероятнее всего, происходит от географического объекта. А.Ф. Буженинову было приказано создать поселение в урочище, называвшееся в то время «Мурзиной еланью». Урочище - это место, которое люди «уреклись» (договорились) считать определённым ориентиром на местности. Им стала елань (ялань) - возвышенная и открытая луговая равнина среди лесов. А поскольку земли Зауралья в XV- XVI веках входили в состав Сибирского ханства, они могли быть вотчиной мурзы - представителя княжеского рода.
Следует отметить, что есть и другие версии происхождения названия нашего села.
Существуют предания о том, что в этих местах состоялся бой татарских войск с казаками Ермака Тимофеевича в XVI веке. Кто выиграл сражение - спорный вопрос. Но не в русской традиции называть населенный пункт в честь неприятеля, победившего или побежденного. Интересно и то, что современное официальное (документальное) наименование села появилось лишь 47 лет назад: с 1639 года по 1770-е годы оно называлось Мурзинская слобода; с 1770-х годов по 1976 год - село Мурзинское; с 1977 года - село Мурзинка. Оно утверждено решением Свердловского областного исполкома Совета народных депутатов № 78 от 9 февраля 1977 года об уточнении и правильном наименовании населенных пунктов области.
В обыденной жизни село называли Мурзинкой, возможно, еще в XVII веке, сначала для различия с Мурзинской слободой - административно-территориальным объединением крестьянских поселений, центром которого оно было, потом по привычке, и, в конечном итоге, народное и официальное наименование села стали звучать и записываться в документах одинаково.
Пикник на Каменном Угоре.
ВЕЛИКИЕ ТРУЖЕНИКИ
В истории Мурзинской слободы (волости) бывали разные периоды: тяжелые, опасные, порой трагические, иногда относительно благополучные. Самыми непростыми были два первых века. Потомкам есть чем гордиться, ведь их предки, сами того не подозревая, были участниками двух величайших исторических событий Российского государства: освоения Сибири и создания промышленного Урала.
О первом из них русский писатель В. Г. Распутин написал так: «После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз...». У многих может возникнуть вопрос «А при чем тут Сибирь?».
Это сейчас мы себя считаем уральцами, а до конца XVIII века наш край относился к Сибири, и каждый новопоселенец сообщал, что он «в Сибирь пришёл и живёт в Мурзинской слободе со 147 (158,173 и т.д. году».
В начале XVII века Русское государство на своих восточных «украиных» землях создавало не только остроги и города, но и крестьянские поселения. В Сибири в период земледельческого освоения слобода была самым распространенным типом крупного крестьянского поселения за Камнем (так называли тогда Уральские горы). Мурзинская Слобода была основана в 7147 лето (1639 году) по распоряжению П.И. Пронского, воеводы Тобольского разряда Сибирского Приказа. Все работы по отводу земель, выбору центра округи, составлению плана и определения границ слободы, переселению людей на новое место и их обустройству были проведены А.Ф. Бужениновым, боярским сыном Верхотурского уезда. Своё имя Андрей Фёдорович оставил в памяти людей: в окрестностях нашего села есть Буженинов бор и Буженинов лог.
В Мурзинской слободе имели право проживать черносошные (позднее их стали называть государственные) крестьяне, обладающие личной свободой и несущие тя́гло - денежные и натуральные повинности только в пользу государства. Все люди в Мурзинскую слободу пришли по собственной воле. Все они были по национальности русскими, по вероисповеданию - православными христианами. Среди постоянно живущих в слободе не было ни ссыльных, не беглых, ни крепостных крестьян.
К началу 1660-х годов землепашцы получали уже неплохие урожаи: как писал воевода тех лет, «мурзинские крестьяне платят государству оброчный хлеб большой», хотя хлеб давался с большим трудом. Засевали поля рожью, овсом и ячменем, выращивание которых в новых условиях требовало от крестьян огромных затрат времени и сил.
Обстановка в Верхотурско-Тобольском земледельческом районе во второй половине XVII века была весьма сложной. Нам кажется, что в столь далекие времена в этих глухих краях было тихо и безлюдно. Это не так. И на это были причины. Расположение слободы на территории бывшего Сибирского ханства нередко приводило к столкновениям с кочевыми народами. Вхождение Мурзинской слободы в Тобольский уезд (1639 - 1708 г.г.) нередко вызывали так называемые межевые споры с соседними верхотурскими слободами. Сама слобода в определенный момент стала опорным пунктом пребывания большого количества пришлых людей, которые нарушали привычную жизнь её жителей. Поэтому мурзинские крестьяне нередко выходили на работу в поля и на покосы, на заготовку дров и рыбалку с луками и стрелами, дубинами и пищалями.
Самыми опасными были набеги военных отрядов калмыков, татар, вогулов. Так, 11 августа 1662 года было осуществлено нападение на Мурзинскую слободу, которую «до конца разорили, и церковь Божию и государевы амбары сожгли, а крестьян на полях всех побили (т.е. убили), а иных в полон взяли, и деревни выжгли и скот отогнали».
Человеческие потери и материальный урон были весьма значительными. Чтобы избежать их в будущем, в Мурзинке был построен острог - наблюдательный и оборонительный пункт слободы, в котором в случаях нападения укрывались от опасности все её жители. Поэтому 17 июня 1664 года новый набег отряда из тюрков и манси был отбит.
Мурзинский острог до конца XVII века охраняли отряд беломестных казаков и пушкари. Из-за отсутствия в слободе потомственных казаков в служивые люди были набраны бывшие крестьяне, как местные, так и пришлые. Как отмечают историки, сибирские крестьяне умели воевать и хорошо владели оружием, в том числе и огнестрельным.
Документы XX века содержат сведения о том, что большинство наших земляков даже в годы Первой мировой войны и Великой Отечественной войны служили именно в стрелковых подразделениях.
Физически выносливых, психологически устойчивых, обладающих хорошей организованностью, наблюдательностью, смышлёных и находчивых сибиряков и уральцев всегда отправляли первыми на самые тяжелые участки ведения боев.
Споры с соседними слободами у мурзинских крестьян случались частенько, в основном они касались хозяйственных вопросов, где кому пахать, косить, пасти скот, валить лес, охотиться или рыбачить. Иногда доходило и до применения силы. На мурзинцев писали жалобы воеводам и царю крестьяне из Аятской, Арамашевской и Краснопольской слобод. Ради справедливости следует заметить, что и сами мурзинские мужики были не так просты: боевые даже сверх меры, чуть что - сразу в драку, задиристые и своевольные.
Слух о том, что Сибирь является привольным краем, в котором нет крепостного права и много свободных земель, наводнил слободу большим потоком не только беглых крестьян, но и авантюристов, мошенников, шарлатанов, и просто разбойников. Огромное число «чужих» - пришлых людей нарушало привычную жизнь крестьянской общины и делало её небезопасной.
Проводы в ряды Красной Армии Ческидова Георгия 21 декабря 1929г. с. Мурзинка.
НОВОПОСЕЛЕНЦЫ И ИХ ПОТОМКИ
Особенностью юго-восточной части территории Пригородного района является наличие постоянного потомственного старожильческого населения. Многие её жители, наши современники, являются представителями 14-го или 15-го поколений в семьях, чьи основатели родов пришли в Мурзинскую слободу 300 и более лет назад на законных основаниях.
Это Авдюковы, Бызовы, Воробьёвы, Дурневы, Зверевы, Зыряновы, Зябловы, Казанцевы, Киселёвы, Клестовы, Климцевы, Козиновы, Кондрашины, Коневы, Корниловы, Краснояровы, Кузнецовы, Мелкозеровы, Овчинниковы, Орловы, Палкины, Паньшины, Пермяковы, Пестеревы, Пономаревы, Поповы, Путиловы, Селяхины, Татауровы, Титовы, Тюрины, Устьянцевы, Фалалеевы, Фомины, Черепановы, Ческидовы, Шибаевы, Шульгины, Южаковы.
Среди первых жителей Мурзинской слободы 18 человек (примечание - членов семьи не учитывали) были бывшими пашенными крестьянами Невьянской слободы. Впоследствии прибыло ещё 22 человека. Большинство из них составляли «казанские переведенцы» из организованной группы крестьян, набранной в Казанском уезде для переселения в Сибирь, остальные являлись выходцами из Прикамья и Поморья.
В Мурзинскую слободу в XVII- начале XVIII века крестьяне переселялись с Поволжья, с уездов Русского Севера, Верхнего Прикамья.
С Поволжья пришли Казанцевы, Орловы, Овчинниковы; с архангельских земель - Воробьёвы, Фомины, Черепановы, Ческидовы; с вологодских земель - Авдюковы, Клестовы, Палкины, Татауровы, Титовы; с Вятки - Поповы; с северных районов Пермского края - Бызовы, Дурневы, Зыряновы, Климцевы, Мелкозеровы, Пермяковы, Пестеревы,Тюрины, Шульгины.
Многие крестьяне по переписям 1683 и 1721 годов заявляли, что они родились в Мурзинской слободе, поэтому установить, откуда и когда пришли их родители, в настоящее время невозможно.
Все исследователи Сибири отмечают, что переселенцы в XVII веке сделали почти невозможное. В течение XVII- начала XVIII в. русский народ проделал титаническую работу по хозяйственному освоению редко заселенного края, создал сотни населенных пунктов. В течение одного столетия практически бесхлебная Сибирь превратилась в край, обеспечивавший себя собственным хлебом. Мурзинские крестьяне просто жили и трудились, они не были первыми в Сибири, их было немного, но свой вклад внесли в великое дело.
XVIII век в истории Урала - время создания и развития крупнейшей горнорудной и металлургической базы Российского государства. За сто лет было построено более 180 заводов. При заводах возникали поселки, ставшие малыми и крупными городами. А вот о роли деревни говорится мало. И это несправедливо.
Уже в XVII веке на Урале главным производителем железа и железных изделий стали деревенские кузнецы. Без кузнецов невозможно было ни лошадь подковать, ни мельницу починить, ими же изготавливались многие необходимые в хозяйстве и быту предметы, а также оружие - стрелы и копья, детали для пищалей. Именно кузнецы стали первыми рудоискателями и плавильщиками.
Когда государством было принято решение о строительстве на Урале крупных металлургических заводов, многие местные мастера железные дел принимали участие в «досмотрах» удобных мест «к большим заводам», а таковыми оказались районы рек Нейвы и Тагила, Каменки и Алапаихи, Исети и Синячихи.
В течение ста лет Мурзинская слобода была приписана к заводам. Её крестьяне в разное время работали на нескольких казенных заводах: Каменском, Алапаевском, Нижнеуктусском, Нижнесинячихинском. Причем на двух последних участвовали и в их строительстве.
С 1736 года и до начала XIX века Мурзинская слобода была приписана к Гороблагодатским заводам – Кушвинскому, Верхнетуринскому, Баранчинскому, Серебрянскому и Нижнетуринскому, расположенных от неё в 150-170 верстах. Крестьянам вменялись в обязанности возка руд, рубка и возка дров, углежжение и перевоз на заводы древесного угля. За безобидным словом «приписка» стоит слом всей обычной жизни в сельской местности уральских и западносибирских уездов.
Приписка слобод означала, что крестьянское население в принудительном порядке было включено в строительство металлургических заводов и обеспечение производственных процессов.
Приписные крестьяне - это государственные крестьяне, одновременно занятые в сельском хозяйстве и в промышленности. Плата за работу на заводах приписным крестьянам не предусматривалась, они лишь отрабатывали подушную подать в казну. Возрастание налоговой нагрузки, рекрутская повинность, приписка к заводам - всё это одновременно навалилось тяжелым бременем на сельских жителей. Поэтому досужие рассуждения о том, что русские крестьяне по природе были ленивые, темные и вечно пьяные, совершенно не соответствуют действительности. Если бы это было именно так, то крестьяне просто сами вымерли и погубили бы свои семьи.
А на вопрос «Как люди вообще смогли всё это пережить?» можно найти ответ в словах русского писателя Антона Павловича Чехова:
«Там на Урале, должно быть, все такие: сколько бы их не толкли в ступе, а они всё зерно, а не мука».
Л.В. Самошкина.
Фото Людмилы Придорогиной.