«Вебер» узнал у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека. Так, 89% россиян так или иначе сталкиваются с хамством, при этом ежедневно с ним сталкиваются 15%.

Например, 59% россиян считают хамством прослушивание музыки, просмотр видео и общение по видеозвонку в общественных местах без наушников, 83% отметили, что хамство – это игнорирование человеком замечаний окружающих, которым он доставляет неудобства, а 63% считают хамством неуместные комментарии, комплименты и навязчивое внимание в адрес других людей.

«Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей. В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством», - отмечает начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.



Интересно, что на первом месте в рассказах о местах, где россияне чаще всего встречаются с хамством и грубостью, лидируют автомобильные дороги – 60%, делит с ними первую строчку интернет, на втором месте – общественный транспорт – 48%, вместе с ним поликлиники и медучреждения, на третьей позиции – магазины – 43%.

Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1400 респондентов старше 18 лет.