История рассказана Татьяной Юрьевной Мироновой. 

Неонила (Парасковея) Абрамовна Селиванова её бабушка

WhatsApp_Image_2023-12-22_at_09.30.25_1.jpeg

Семья Петра Васильевича (1894 ) и Неонилы Абрамовны (1898) Селивановых проживала в поселке Висим в большом, просторном и уютном доме.
Семья была большой и зажиточной. Познакомились Пётр и Неонила в доме Селивановых, где девушка была в работницах. Неонила Абрамовна родом была из кержацкой семьи Рассадниковых. Она была доброй, спокойной и даже тихой девушкой. Семья была верующей. Любви и уважению к Богу Неонила Абрамовна посвятила всю свою жизнь. Соблюдала посты, церковные праздники, посещала богослужения в храме. Замуж выходила за Петра Васильевича Селиванова, а их семья исповедовала новую православную веру. Молодая жена, входя в новую семью, приняла веру мужа, чем навлекла недовольство своей семьи. Новое имя после крещения приняла Парасковея. Была неграмотной.
Дом, в котором всю жизнь прожили супруги, купили им родители Петра. Рассадниковы с ними не общались.
Глава семьи работал старателем на прииске, а жена вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. Детей в семье родилось семеро, но трое из них умерли в раннем детстве. Остались четверо - Антонида, Василий, Валентина, Леонид.
Семья была трудолюбивой. Содержали полный двор скотины: лошадь, корова, овцы, куры. В годы Великой Отечественной войны Пётр Васильевич был призван в трудовую армию на Уралвагонзавод. По состоянию здоровья он был не пригоден для участия в военных действиях. (Умер в 1953 году от тяжёлой продолжительной болезни.)
Дочь Валентина вспоминала: «Нас четверо осталось с мамой, отец был призван на войну. Голодали, холодали – трудно жили эти годы. Никогда я не забуду, как ходила собирать с мамой киселку, крапиву, всё, что можно кушать.
Обессилевшая и отчаявшаяся мама в короткие минуты слабости нам говорила. «Ну, хоть бы кто-нибудь из вас умер, или ты, Васька, или ты, Тонька, или Валька, или Лёнька, умирают же у других дети». Тут же, придя в себя и разговаривая сама с собой, твердила: «Ну, что же это я такое говорю, ведь они мои кровиночки. Какой палец на руке ни уколи – больно. Надо жить, надо детей кормить, одевать». Мать вставала, расправляла согнутые, усталые плечи, невидимой искоркой в ней зажигался огонь жизни».
В семье Селивановых всегда (даже в годы Советской власти) были иконы. Одной из них было отведено особенное, самое почётное место в доме. Она стояла в большой комнате – икона «Иверской Божьей Матери». Интересный и неожиданный случай привёл икону в дом Селивановых. В конце 30-х годов прошлого века представители Советской власти закрывали церкви, вывозили церковную утварь, снимали кресты и купола с храмов, а иконы сжигали, боролись с верующими. Посёлок Висим не был исключением. Однажды старшая дочь Селивановых Антонида возвращалась домой из школы и увидела, как люди выносили из храма иконы Анатолия Никомедийского и Николая Мирликийского Чудотворца, ломали их и сжигали в кострах у храма. Девочка остановилась и наблюдала за происходящим, как заворожённая. Её внимание привлекла большая и красивая икона. Тоня была смелой, боевой девочкой, она подошла к мужчинам и попросила: «Дяденьки, не сжигайте эту икону, отдайте её мне!». Последовал ответ: «Вези санки дров и забирай!».

WhatsApp_Image_2023-12-22_at_09.30.25.jpeg


Тоня побежала домой, рассказала всё матери, и они, нагрузив полные санки дров, повезли их в церковь. Икону им отдали. Это и была «Иверская Божья Матерь». Примерно 40 лет икона находилась в доме Селивановых. Находясь в преклонном возрасте, Парасковея Абрамовна наказала своим родным после своей смерти вернуть икону в храм. Наказ был исполнен, в апреле 1976 года она была отдана в церковь (молельный дом на территории Православного кладбища в северной части посёлка Висим). В Висиме принято кладбищам давать название. Кержацкое находится в южной части поселка. В Никольском храме в это время находился поселковый клуб.
В 90-е годы молельный дом обокрали, вынесли много икон, а икона Иверской Божьей Матери была брошена возле окна внутри дома. Размер иконы был больше, чем размер окон. После восстановления Анатолие–Николаевского храма в 1995 году икона «Иверской Божьей Матери» была возвращена в храм – обрела свой родной дом.
Из четверых детей в Висиме остались жить Валентина и Василий, который женился и работал там же на промкомбинате. Антонида и Леонид переехали в Нижний Тагил.

Е.Н. Щекалёва, совет ветеранов п. Висим.