О необычном виде уральского кровельного железа
Зачастую во время проведения экскурсии не хватает времени, чтобы рассказать о том или ином экспонате полную информацию. А ведь каждый предмет наших экспозиций – немой свидетель истории поселка Висим, работы Висимо-Шайтанского железоделательного завода, и даже развития черной металлургии на Урале.
В экспозиции музея быта и ремесел п. Висим есть экспонат – кусок жестяного кровельного листа 200х180 мм с клеймом завода-изготовителя. Этот кусок вырезан из листа кровельного железа, простоявшего на крыше дома № 39 по улице Рабоче-Крестьянская в Висиме. Вышеуказанный дом построен до 1917 года (предположительно, 1880-1890 гг), имел два этажа и считался, по местным меркам, зажиточным. В 2017 году в нем производились работы по замене крыши и строители обнаружили листы кровельного железа, сохранившиеся со времен постройки дома. Ту часть кровельного железа, которая имела штамп завода-изготовителя, хозяин дома передал в музей быта и ремесел пос. Висим.
Судя по штампу и состоянию экспоната (налет ржавчины, рваные края на месте крепления листа) – лист простоял на крыше не менее 100 лет. Но за столетие прочностные характеристики практически не ухудшились. Лист по-прежнему гибкий, хорошо держит форму, смять, загнуть или придать ему форму без специального инструмента крайне затруднительно, хотя толщина листа 0,7 мм. Одна из сторон экспоната имеет шершавую поверхность черного цвета с небольшими вкраплениями ржавчины в тех местах, где нет шероховатого покрытия. Данное покрытие, по-видимому, являлось хорошей защитой от агрессивного воздействия окружающей среды.
Заинтересовавшись экспонатом, работники музея стали изучать виды кровельного железа, выпускаемые группой Нижнетагильских заводов, принадлежавших заводчикам Демидовым. Оказалось, что вышеуказанные предприятия выпускали, в основном, два вида кровельного железа: «черная жесть», производимая из «пудлингового» железа, и жесть, сделанная по «староуральскому методу с подмусориванием». Если первый вариант выпускался практически на всех железоделательных заводах Российской империи, то второй способ был разработан и внедрен Федором Абрамычем Шептаевым на Нижнетагильских заводах. Вызывает интерес, что изготовленная вторым способом жесть была вдвое дороже обычной и пользовалась огромным спросом, особенно за рубежом.
В чем же состоял этот хитрый метод, разработанный уральским мастером?
«Сначала полосы кричного железа (продукт передела чугуна в кричных печах) длиной до 2 метров и сечением 150 x 25 мм нагревались и прокатывались, пока не достигали толщины в 3 — 6 мм. Получившаяся полоса разрезалась на пласты весом от 12 до 20 фунтов, они назывались «узкая болванка» или «сутунка». Затем узкую болванку пропускали через валки прокатной машины поперек длины 13-15 раз. Затем болванку складывали попарно в «двойки», пересыпая при этом листы угольным мусором, вновь нагревали и прокатывали до половинного размера. Потом листы опять пересыпали угольной крошкой, складывали по три в «тройки» и пропускали сквозь валки, получая уже листы полного размера – 2 аршина в длину и 1 в ширину (1420×710 мм), толщиной 0,5 мм. В сутки выкатывали до 1000 листов. Далее листам придавали товарный вид. Их неоднократно пробивали под молотами, складывая в стопы по 30 – 50 штук, также предварительно пересыпая толченым углем. В завершение листы обрезались вододействующими ножницами и клеймились. За счет использования угольной крошки в этой технологии тагильское листовое железо имело матовую поверхность благородного оттенка».
[https://tagil-press.ru/publications/18153/18153-2]
В итоге хочется сказать, что совсем обычный музейный экспонат может поведать целую историю, связанную с великими свершениями прошлого. И нам, потомкам уральских мастеров, нужно гордиться своей малой родиной, изучать ее историю.
Приглашаем посетить наш музей, где есть много интересных экспонатов и историй.
А.В. Коуров, зав. сектором экскурсионной деятельности музея быта и ремесел.