В Ленёвке прошли мастер-классы для детей и взрослых

1675403284704.jpg

В конце января в клубе поселка Леневка, филиале МБУ ГГО «Николо-Павловского ЦК», в рамках национального проекта «Культура» прошли мероприятия для детей «Народные игры» и мастер-класс по изготовлению традиционной глиняной игрушки-свистульки «Куржупка».
Сейчас у многих детей и взрослых неподдельный интерес вызывает одно из направлений декоративно-прикладного творчества - традиционная народная игрушка. Не случайно этот, казалось бы, простой предмет для детских забав из далекого прошлого признан одним из важных слагаемых элементов великого культурного исторического наследия нашей страны.
Найденные на археологических раскопках в различных уголках России глиняные свистульки, погремушки и статуэтки дают нам расширенное представление о жизни, быте и мировоззрении предков. Например, среди гончарных изделий древнего Новгорода находят свистульки с нанесенными на них необычными рисунками и узорами. Расшифровав старинные письмена и грамоты, ученые выяснили, что около пяти веков назад керамические свистульки носили культово-обрядовый характер и игрушками в нашем привычном понимании не являлись. Древние пахари, обходя пашню ранней весной, дули в глиняные свистки, имитируя голоса прилетевших с юга птиц, тем самым желая поскорее вызвать таяние снегов и приступить к возделыванию земли.
Позднее игрушка, изготовленная из простых природных материалов, стала неотъемлемой частью воспитания детей в крестьянских семьях. В этом незатейливом предмете прикладного творчества заключались глубокие смыслы самосознания человека, его положительные стороны характера, будь то трудолюбие, мастерство, художественное и эстетическое начало, аккуратность, бережное и уважительное отношение к природе, местности, на которой он проживал. В небольших обожженных глиняных фигурках были запечатлены народный эпос и древняя славянская мифология, былинные сказания и приметы. Переходя из поколения в поколение, игрушка помимо прочего носила в себе и серьезную образовательную функцию.
Так, например, деревянная богородская игрушка, созданная несколько сотен лет назад мастерами-резчиками, наглядно демонстрирует основные законы физики и принципы механики. Весело играя с самобытными изделиями народного творчества, дети попутно осваивали основы инженерной мысли, геометрии и математики, называемые в народе «смекалкой», которая использовалась в их будущем самостоятельном быте и была необходима для ведения крестьянского хозяйства.
Многим из нас знакома знаменитая игрушка «Медведь и мужик» или «Кузнецы». Она изготовлена на двух планках. Перемещая эти планки, персонажи игрушки поочередно ударяют молотком по наковальне. Пытливый взгляд человека, держащего в руке эту детскую забаву, заметит, что мужик и медведь равны по пропорциям (что в жизни не так). Нужно понимать, что любая, даже мелкая и незначительная деталь в народной игрушке имеет скрытый глубокий смысл. Медведь на Руси издавна считался животным сильным, умным, добрым и справедливым. Вот и старинные мастера в своей работе приравнивают характер и облик медведя к мужику, воспроизводя в дереве их шутливое и задорное соревнование. Знаменитый французский скульптор Огюст Роден, увидевший эту забавную и подвижную скульптурку на выставке в Париже в 1910 году, пожелал познакомиться с автором этого художественного произведения. На что ему ответили, что эта вещь выполнена неизвестным мастером-самоучкой, коих в России огромное множество. Скульптор был по-настоящему поражён, назвав игрушку «Кузнецы» гениальным произведением народного искусства. Он говорил, что народ, создавший такие игрушки, великий народ.
Слава о народных мастерах-игрушечниках распространялась далеко за пределами их проживания. Их изделия были востребованы и с успехом продавались в городских лавках и на ярмарках, купцы из крупных городов охотно скупали у крестьян разноцветные глиняные и деревянные «потешки». Со временем многие ремесленники образовывали семейные артели. Секреты мастерства строго хранились в доме, поскольку конкуренция среди мастеров была достаточна высока. В середине XIX целые деревни занимались игрушечным промыслом. Ведь хоть и стоили расписные птички, лошадки, мужички и барыни совсем недорого, для обычных людей они являлись неплохим, а порой и единственным заработком, на который можно было купить, к примеру, хозяйственный инструмент, мелкий скот и птицу.
Ремесло изготовления игрушек в основном носило сезонный характер. Занимались им в зимнее вечернее время, когда обязательные сельскохозяйственные работы были давно окончены и появлялось свободное время между подготовкой рабочего инвентаря к весне и лету, а также ведением домашнего хозяйства.
По материалу, технике исполнения и деталям изделия человек, увлеченный историей народного декоративно-прикладного творчества, сразу определит название и местность, где была создана та или иная игрушка. На сегодняшний день их насчитывается более шестидесяти разновидностей. Среди них – хлудневская, романовская, абашевская, каргопольская, дымковская, жбанниковская и многие, многие другие.
В советское время кустарное ручное изготовление игрушек было заменено промышленными товарами данной категории, и, поскольку частная торговля оказалась под запретом, старинный народный промысел был фактически прекращен. Лишь несколько видов игрушки приобрели новую «фабричную» жизнь и присутствовали на прилавках магазинов.
В конце XX века народная игрушка получила свое новое рождение. Активная работа историков заново открывала удивительные, уникальные предметы крестьянского быта. Общаясь с уже пожилыми людьми, которые помнили о традициях народного ремесла лишь из своего глубокого детства, энтузиасты собирали сведения и материал о традиционной игрушке буквально по крупицам.
В Николо-Павловском центре культуры успешно реализуется проект подросткового культурного центра «Наследие» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Команда проекта организует для детей и подростков мастер-классы, в рамках которых они знакомятся с народным прикладным творчеством, традициями и старинными обрядами.
Мы с удовольствием приглашаем всех желающих на увлекательные занятия и мастер-классы по работе на гончарном круге, резьбе по дереву, изготовлению традиционной глиняной игрушки и ткачеству. Для тех, кто хочет в деталях освоить народные промыслы и овладеть данными видами ремесел, в нашем центре культуры работают несколько клубных формирований в данном направлении для детей и взрослых.

 

М.Н. Горобов, художественный руководитель ЦК.

1675403284625.jpg

1675403284648.jpg

1675403284673.jpg

1675403284661.jpg