Многосерийный фильм Тихона Шевкунова «Гибель Империи. Российский урок», показанный на канале Россия-24, привлек внимание аудитории историческими параллелями.
Много общего между Россией начала двадцатого века и ее сегодняшним днем увидел в фильме и директор центра «Аналитик» (Екатеринбург) Андрей Мозолин.
— Четыре года назад отмечалось столетие Февральской революции, тогда эксперты спорили о причинах и последствиях этого исторического события для России. Сериал «Гибель империи», по большому счету, стал поводом для продолжения дискуссии, которая, впрочем, и не заканчивалась все эти годы. Фильм позволяет понять, что обеспечивает устойчивость государства, не позволяет деструктивным процессам его разрушить. А также отвечает на вопрос, что дает возможность сохранить внутренние национальные элиты, которые далеко не всегда ведут себя адекватно.
Любое общество держится на консенсусе. Но у всех людей разное представление о прекрасном и о том, как страна должна развиваться дальше. До тех пор, пока людям есть о чем говорить друг с другом, пока есть возможность договариваться, пока общество не раскалывается изнутри и его не раскалывают извне, — с ним все будет нормально.
Фильм показывает, как политической раскол может быть сформирован и навязан внешними силами. Перед нами трагедия страны, которая оказалась не готова к идеологической и информационной обработке со стороны. А ведь с точки зрения экономики в 1917 году в российской империи все было в порядке. Накануне Первой мировой войны Россия по многим экономическим показателям входила в первую тройку–пятерку стран, государством, с которым все считались, которое было серьезнейшим политическим и экономическим игроком на мировой арене.
«Гибель Империи. Российский урок» — про то, как за несколько лет можно разодрать страну на части. Понятие «гибридная война» появилось в наши дни, на самом деле такая война против России велась еще в 1917 году и даже раньше. Страны-соперники все делали для того, чтобы избавиться от конкурента на мировом рынке, ослабить Россию, которая стремительно набирала обороты. Чтобы притормозить ее, оппоненты использовали разные методы — и экономические, и политические, и военные. Но прежде всего в ход шли идеологические, пропагандистские приемы, с помощью которых создавалась нестабильность внутри российского государства.
Фильм позволяет провести прямую аналогию с сегодняшним днем, когда внутри страны существуют разрушительные силы. В то же время отсутствует вменяемая идеология, которая разделялась бы большинством людей, не создана понятная комплексная система пропаганды — в хорошем смысле этого слова. Пропаганды, которая разъясняла бы действия органов власти и различных политических объединений.
Помимо сильной экономики нужна система идеологического воспитания, которое формирует тот смысловой стержень, на котором держится общество в любой стране, будь то Россия, Америка или Китай. Фильм «Гибель Империи. Российский урок» — в том числе и об этом.
По материалам Уральского рабочего