- В первую очередь поздравляем вас с такой серьёзной победой. Юля, при поддержке своего наставника ты уже второй год подряд становишься победителем  этого конкурса. В чём секрет успеха?  Как пришло решение участвовать в состязании лучших школьников страны?

- Когда Максим Олегович  первый раз  в 9-м классе  предложил мне участвовать в конкурсе, я сначала не хотела.  Подумала, что нет смысла заявляться,  я проиграю на первом же этапе. Сложно было поверить, что такой конкурс существует, что действительно можно проявить себя независимо от того, где ты живёшь, в какой школе учишься.  Но благодаря поддержке наставника, который убедил, что верит в меня, я всё-таки решилась, и мы начали готовиться. Очень важен настрой наставника. Или он делает всё для галочки, или максимально старается работать на результат.

- Расскажи  немного об организации конкурса.  Какие задания приходилось выполнять?

-  Конкурс  проходит в два этапа: очный и заочный. Сезон начинается в  марте. Изначально все участники проходят регистрацию на сайте  «Большой перемены» и выполняют  первые тесты общей направленности.  Сектор вопросов очень широкий:  профориентация, экология, история, предпринимательство,  интеллектуальное лидерство и т.д.  После из десятка тем в области обществознания  необходимо выбрать свой вызов - тему проекта, который  будешь выполнять в дальнейшем. Первое задание  заочного этапа – визитка (презентация о себе). Снимается видеоролик, пишется эссе. Здесь же необходимо решить  несколько задач на IQ (коэффициент интеллекта). Второе задание  - командное,  выполняется вместе с наставником. Мы с Максимом Олеговичем  выполняли проект на тему «Положительный стрит-арт».  Надо было предложить решение проблемы современного стрит-арта, чтобы это был не акт вандализма, а культурный проект.

- Максим Олегович,  участие в «Большой перемене» - это ваш первый подобный опыт? Насколько он был интересным?

- Мы принимаем участие во многих конкурсах и проектах среди школьников, но «Большая перемена», пожалуй, самый масштабный и престижный. Здесь есть за что побороться: весомый денежный приз и ещё плюс пять баллов к ЕГЭ. Организаторы конкурса  ставят очень интересные и сложные задачи. Мы прошли командное задание на максимуме.  В результате   Юля получила очень высокие баллы на заочном этапе и вышла в полуфинал.  Очень важно качественно выполнять задания на каждом этапе, потому что финальный результат складывается  из общей суммы баллов. Достаточно провалить одно задание, и уже нельзя будет рассчитывать на победу.

- Юля, в этом году полуфинал проходил в Югре (ХМАО). Это очный этап, и там тебе пришлось работать в команде с другими ребятами.  С кем-то из них ты уже была  знакома?

- Нет. Все участники,  как в полуфинале, так и в финале, разбиваются на команды  так, чтобы не было знакомых и друзей. Создаётся стрессовая ситуация, чтобы ты мог проявить себя в максимально сложных условиях. В 10-м классе полуфинал проходил в Тюмени, и со мной ездил Максим Олегович. В этом году из-за пандемии нас сопровождали только представители области.  Но мы всегда с наставником были на связи. Конечно, во время решения заданий нельзя пользоваться телефоном, но после  мы регулярно созванивались. Я могла попросить совет, поделиться впечатлениями. Максим Олегович меня очень поддерживал с психологической стороны.

 В полуфинале высокими баллами  оценивались креативное лидерство, альтруизм, коммуникативность.  Во время конкурса  ты постоянно находишься в напряжении и должен показать своё  умение действовать в нестандартной ситуации, ориентироваться в какой-то определенной  теме, находить необычные решения  поставленных задач.

У нашей команды было направление экология, проблема почвы. Мы предложили создать приложение, где за проведение какой-то экологической акции (ликвидация свалки, уборка мусора, сбор ТКО и т.д.)  волонтёры и  обычные люди могли бы получить  баллы, которые в дальнейшем можно обменять  у спонсоров  на товар или получение какой-то услуги. Так, например, на  чизбургер в «Бургер Кинге».  Мы подготовили презентацию  проекта для продвижения его в бизнес, кроме того, разработали проект игры про экологию России и получили за   свою работу очень высокие баллы.

По результатам полуфинала  первых 400 ребят в рейтинге  наградили  семидневной поездкой «Любимая страна». Были путёвки в разные  регионы и города страны: Дагестан, Архангельск, Владивосток и другие.  Я в  марте  поеду в Москву.

Финалистов  вновь собрал «Артек».  И опять незнакомая команда.  Что ты можешь сказать о ребятах, с которыми пришлось работать? Что было самым сложным на этом этапе?

- В этом году в финале было работать сложно. У нас в  команде  было 12 ребят  из разных регионов:  Свердловской области,  Пермского края, Дагестана и др. До этого мы с ними были незнакомы, узнали  друг друга только при входе в аудиторию.   Все они оказались очень хорошими  и интересными людьми,  все были настроены на продуктивную работу. Главная трудность  - каждый хотел выделиться, чтобы его заметили, услышали. Из-за этого  вначале некоторые просто кричали, не давали высказаться другим.  Важно не то, что ты привлекаешь внимание, а чем ты его привлекаешь. Что ты говоришь, какие идеи предлагаешь, какой посыл, настрой ты даёшь команде. Самое главное было найти общий язык со всеми участниками. Не предложить  интересную мысль, идею,  а услышать её и помочь ребятам прийти к общему решению. Во время конкурса за каждой командой закрепляется эксперт, в нашем случае  - это психолог, который оценивал  личные качества каждого участника. Баллы давались как за работу в команде, так и за личное участие.

- Как ты думаешь, чем тебе удалось выделиться среди других участников и получить такой  высокий результат?

- Наверное, открытостью к людям,  готовностью  услышать каждого участника. Объяснить, что мы команда и должны работать вместе, и если не сумеем собраться, то не получим желаемого результата, а командные баллы играют большую роль.

Особенно в полуфинале (ребята мне сами об этом сказали) мои организаторские способности  помогли команде сплотиться и хорошо сделать работу.

- Над решением какой проблемы пришлось трудиться твоей команде в финале? По каким критериям оценивался каждый участник?

- В финале  нам попалась тема «Среда обитания».  Мы разрабатывали концепцию небольших парковых зон в городах.  Уже имеющиеся парки мы переделывали, модернизировали, включали туда элементы культурного развития. Например, площадки для начинающих музыкантов,  места для буккроссинга, где  люди могли бы обмениваться книгами. Главное  условие нашего парка – отсутствие у посетителей  гаджетов  и телефонов.  Мы выступили за живое общение,  так как в современном мире все быстро меняется, очень много информации, и времени насладиться моментом у многих просто не остаётся.  Как показывает статистика, в России обучаются только  17 % взрослого населения, тогда как в  Европе, США этот процент гораздо выше.   Люди старшего поколения не знают или просто не задумываются, что они могут сделать для сохранения природы, и какой вред  они могут нанести  ей своими привычными делами. Исходя из этого, мы предложили в наших парках проводить для взрослых людей курсы выходного  дня по экологической грамотности, где они могли  бы получать новые знания в этой области и их применять в жизни.

Кроме работы в команде каждого ждали испытания на личную компетентность. Во время  беседы  с экспертом  нужно было ответить на  непростые вопросы.   Например: «Если бы вы стали учёным и у вас был бы  всего один день, что бы вы изменили в сфере искусства?» Вопрос интересный, но быстро сориентироваться и за 20-30 секунд дать содержательный ответ довольно сложно.

Одним из важных критериев оценки  финалиста была когнитивная гибкость - это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно. 

- Юля, второй раз в финале было легче? Ты уже знала, что нужно делать, какие основные требования. Надежда на победу была?

- Конечно, надеялась, но понимала, что могу и не победить. Я себя настроила,  что в любом случае я уже молодец,  потому что из полутора миллионов участников  попала в полторы  тысячи ребят-финалистов, собравшихся в «Артеке».

Насчёт легче, пожалуй, нет.  В этом году психологически было сложнее не опустить планку, не подвести тех, кто в тебя верит и поддерживает.

- Как ты считаешь, что тебе дали  участие и победа в таком масштабном конкурсе?

- Во-первых, веру в себя, в свои силы и возможности. Опыт общения  с незнакомыми людьми, умение работать в команде и находить совместные решения поставленных задач.

В «Артеке» у нас было много мотивирующих встреч с интересными,  успешными людьми . Мы общались с главами крупнейших российских компаний – «РЖД», «Росатом», руководителем  «Mail. ru» и «ВКонтакте».

На закрытии  всех участников  и победителей «Большой перемены»  в режиме  видеоконференции поздравил президент страны Владимир Владимирович Путин.

Всем финалистам подарили бесплатную смену в «Артеке», поэтому я вернулась только через  две недели после конкурса.

- Этот год у тебя выпускной. Куда думаешь поступать после школы?

- Мне хочется свою жизнь связать с педагогикой  или журналистикой. Посмотрю, как сдам экзамены. Теперь знаю, что моя жизнь во многом зависит от меня самой.

 - Еще раз  от всей редакции поздравляю  тебя и твоего наставника с грандиозной победой. Надеюсь, что ваш результат послужит примером для других ребят нашего округа. Юля, тебе - успешно сдать экзамены и поступить в  выбранный вуз.

d94cc910-e069-4f57-977e-e74558dcc7ee.jpg

 

639c9e89-d2fa-4b55-8cbc-d9cfc05a3e24.jpg

23b39592-9c0a-4066-a5b9-83b4e291c2b3.jpg