эксперты.jpg

 

Каждый человек в начале своего развития делает первые шаги. Вначале неуверенные и неуклюжие, зачастую падает, поднимается и снова идет. А итогом может стать красивая и уверенная походка, раскрывающая для человека обширные горизонты возможностей и познания окружающего мира.
Музей живет по тем же принципам развития, как и человек. Поначалу идет накопление опыта, экспонатуры, методов взаимодействия с посетителями. Но приходит время, и музею требуется развитие, основанное на глобальном мировом опыте.
Именно в такой период вошел музей быта и ремесел посёлка Висим. В первой половине 2024 года была подана заявка в Фонд Потанина на проведение «Музейной лаборатории Урала» на базе нашего музея. В рамках этого гранта были приглашены ведущие специалисты – эксперты делового клуба «Наследие и экономика»:
Антон Борисович Лагутин – эксперт по разработке концепта музейных экспозиций как информационной системы для разных типов посетителей,
Юлия Юрьевна Куварзина – эксперт в области продвижения и реализации социокультурных проектов, разработчик продуктов на основе наследия,
Дмитрий Викторович Куварзин – эксперт по разработке стратегии и осуществлении продаж сложных интеллектуальных продуктов и услуг.
Перед специалистами была поставлена амбициозная и сложная задача – на основе имеющихся у музея быта и ремесел материальных и нематериальных ценностей научить музейных работников создавать актуальный для посетителей социально-культурный продукт, привлечь к нему интерес, подготовить пакетное предложение и научить его продвижению целевой аудитории. На «Музейную лабораторию Урала» были приглашены работники музеев Свердловской области, чтобы вместе с музеем быта и ремесел повысить свои знания и навыки в данном направлении.
На работу лаборатории в оффлайн-режиме было отведено три дня, за которые было необходимо не только воспринять теоретический материал, но и опробовать его на практике. Далее запланировано еще по три консультации в онлайн-режиме с каждым экспертом. А итогом работы лаборатории станет создание пилотного проекта.
В первый день музейщики разбирали, что такое «музейное сырье», как его «добыть и переработать». А в практической части учились превращать «сырье» в проектные идеи, пригодные для воплощения.
Второй день работы лаборатории был еще более насыщенным и интересным – эксперты рассказали, как на основании преимуществ прототипов музейного продукта привлечь внимание посетителей. Для того, чтобы качественно преподнести музейный продукт потребителю, необходима поэтапная работа в области привлечения финансирования для его продвижения и узнаваемости. В практической части участники размышляли о том, каким должен быть музейный сувенир под разные мотивации посетителей музея.
Итоговый третий день работы лаборатории позволил участникам понять цели и задачи создания проектов на основе культурно-исторического наследия, а также осмыслить технологии его продвижения. Музейщики на практике учились формулировать медиа-план своего социокультурного проекта.
По совокупности трех дней работы «Музейной лаборатории Урала» каждый ее участник смог осознать весь путь от поиска социально-востребованного смысла до его воплощения в качественный и узнаваемый музейный продукт. А итоговый опрос мнений выявил у музейных сотрудников желание работать по направлению привлечения грантов для развития музеев.
За последние несколько лет в нашем обществе сформировалась четкая тенденция поиска смысла национальной идентичности, принадлежности к истории государства. Многие ищут ответ именно в музеях, так как там сохраняются неоспоримые факты и дух ушедших эпох. Музейному сообществу очень важно осознать запрос общества и подготовиться к трансляции богатого наследия наших предков в той форме, которая актуальна в современных реалиях.

 

Андрей Коуров, зав. сектором экскурсионной деятельности
музея быта и ремёсел п.Висим.