Деревня Салка основана крепостными крестьянами из Тульской и Черниговской губерний. Большинство крепостных заводчик выиграл в карты либо купил в посессионное владение. Как сказано в одном из архивных документов ГАСО, 22 ноября 1806 года Николай Никитич Демидов рекомендовал заводской конторе «во вновь заводимых деревнях Бобровке, Салке и Шайтанке в нарочно сделанных киотах поставить образа». С этой даты и с этого события идет отсчет истории нашего населенного пункта.
Поселение вскоре стали называть Никольским. Существует несколько версий происхождения названия. По одной из них, переселенцы, как и все крестьяне в России, особенно чтили день памяти Святителя Николая, по другой, деревню назвали в память первого владельца Николая Демидова. По версии уральского ученого-историка Неклюдова Евгения Георгиевича, уроженца Нижнего Тагила, деревня Никольская получила свое название в память умершего в младенчестве Николая Николаевича (1799 – 1800 гг.), сына её основателя. Н.Н. Демидов положил начало традиции давать официальные названия заводским деревням в честь представителей своего рода, которую продолжили его сыновья Павел и Анатолий.
В «Обозрении уральских деревень», написанном в 1843 году Яковом Никитичем Гореловым, помощником секретаря окружного управления Тагильского округа, говорилось, что в 1806 году Николай Никитич Демидов посетил Нижнетагильские заводы. Поразившись огромным расходам заводоуправления на покупку провианта для населения, Демидов решил «развести при заводах собственное хлебопашество», выбрав для этого людей «из ненадежных к заводским работам и тех, кои присланы будут из подмосковных вотчин». Однако из-за климатических условий его замысел с разведением хлебопашества в округе не удался.
Первоначально Н.Н. Демидов предполагал, что «переведенцы» сами построят себе дома. Однако приказчик объяснил ему, что «избы для них гораздо выгоднее строить через вольных». На это заводчик дал свое согласие, и дома для переселенцев были построены приглашенными плотниками «за господский кошт». Каждый дом «с принадлежностями внутри... с сенями и крыльцом, постройкою и покрышкою» обходился заводоуправлению в 150 рублей ассигнациями.
К середине XIX века жизнь крепостных селян стала более стабильной: приросли корнями на новом месте. Жители занимались углежогством, заготовкой леса и выращиванием овощей для работников демидовских заводов. Ранее, в 1827 году, на реке Салке открыли первый золотой прииск. Появился новый источник доходов – золотодобыча.
История населенного пункта неразрывно связана с историей храма. Первоначально селение было приписано к одной из церквей Нижне-Тагильского завода. Крестьяне отправлялись туда помолиться в дни церковных праздников и для совершения религиозных обрядов. В 1849 году заложили деревянную церковь Покрова Божьей Матери. Существует предположение, что деньги на строительство выделили Демидовы. Предположительно, это была Аврора Карловна – вдова Демидова Павла, которая в это время совершила путешествие на далекий Урал. Но, возможно, что он был построен на пожертвования самих покровчан.
В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году, говорится о том, что «в 1855 году постройка была закончена, а 12 февраля 1856 года храм был освящён Нижне-Тагильским благочинным, протоиреем Карпинским. За исключением пристроя к храму трёх крылец в 1894 году, никаким изменениям он со дня освящения не подвергался. Никаких замечательных предметов при храме нет». Как свидетельствуют материалы «Справочной книжки Екатеринбургской епархии», при храме функционировала церковно-приходская школа. В ней в 1902 году церковной грамоте обучались 28 учащихся.
Во второй половине 30-х годов деревянную Покровскую церковь реконструировали и приспособили под клуб. Рабочие Уралвагонстроя (ныне – Уралвагонзавод) оборудовали в куполе второй этаж, где организовали первоначально кинозал, а в более поздние времена – танцевальный зал и библиотеку. На первом этаже постелили новый деревянный пол, обустроили зрительный зал и сцену. В таком виде церковь просуществовала до пожара 1975 года, уничтожившего здание.
До сих пор неизвестно, когда и по чьей инициативе было принято решение о строительстве каменной церкви. В 2008 году село отметило 100-летие со дня закладки нового храма. По воспоминаниям старожилов, записанным местным краеведом Александром Алексеевичем Кучмой, на одном из сходов покровчане избрали казначеем Степана Анисимовича Горелова. Он занимался организацией постройки, сбором пожертвований сельчан на строительство храма.
Для изготовления кирпича нашли глину на восточной окраине села, построили сараи для сушки кирпича. Глину месили первоначально вручную: женщины разминали ее босыми ногами. Затем стали использовать конные глиномешалки. Штамповка также осуществлялась вручную. Самостоятельно построили печь для обжига кирпича. Несмотря на примитивную организацию труда, строительный материал получился очень хороший. Старожилы говорили: «Кирпич был настолько прочен, что телега, груженная им, проезжая через необожженный сырец, не переламывала его». Гранитные блоки пилили в каменном болоте у реки Чернушки и возили зимой на специально сделанных санях.
При сборе средств на строительство церкви Вернигор Архип Акафьевич, позже раскулаченный советской властью, пожертвовал 100 рублей (корова в то время стоила 8 – 10 рублей). Особо отличился на постройке церкви Ларионов Александр Антонович (по прозвищу Коробка). На специальное приспособление нагружали до 50 штук кирпичей, по 5 килограммов каждый, и он по сходням носил этот груз наверх.
В 1915 году строительство было завершено, и здание храма освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь построили красивой как снаружи, так и внутри. Сооружение состояло из алтаря, нефа, притвора и трапезной. Трехуровневая колокольня с глухим восьмериком на четверике основного объема, восьмигранным барабаном звонницы под луковичным куполом вместе с крестом достигает 30-метровой высоты. Храм декорировали пилястрами, кокошниками на обрамлениях оконных проемов. Кирпичный декор здания дополнялся большим количеством поясков (горизонтальных, полукруглых, овальных), придающих зданию неповторимый облик.
В центре храма висела огромная хрустальная люстра в позолоченной оправе. Ее свет дополнялся тремя небольшими люстрами. Нельзя было не отметить богатейший, сияющий золотом, иконостас. Он скрывал от людских глаз главное украшение церкви – Образ Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», расположенный в алтаре.
В праздничные дни сюда приезжали на лошадях и приходили пешком помолиться жители окрестных деревень: Северной, Никитино, Хуторки. В воскресенье и праздничные дни все шли в храм на поклон к Господу Богу. Здесь исповедовались, отпевали усопших, принимали причастие, крестили новорождённых, слушали проповеди, так как церковь была духовным центром села. Первыми в новой церкви венчались Иван Андрианович Лисин и Марфа Николаевна Бурьба. Все церковные каноны люди соблюдали в строжайшем порядке. После утренней службы принимались за трапезу и другие дела. С освящением церкви в селе появился новый обычай – под пасху палить из пушки и ружей.
В 1931 году власть запретила колокольный звон. С колокольни был сброшен главный колокол. Разрешалось звонить только в случае пожара и отбивать часы. В июле 1941 года решением Нижнетагильского горкома ВКП (б) церковь закрыли. Варварское разрушение храма произошло в июне следующего года. Иконы и утварь погрузили на машины, увезли в неизвестном направлении. Осенью спилили кресты, позже сняли оставшиеся колокола, помещение церкви передали колхозу «Заветы Ильича» под зерносклад. Образ «Благодатное небо» на стене алтаря забили фанерой, так как не смогли его ни забелить, ни выбить долотом и молотком. Светлый лик Богородицы и поныне призывает к вере.
Старожил села Евгения Александровна Илюхина ранее вспоминала об этом тяжелом дне в истории села: «Я тогда была еще мала. Многое мне известно по рассказам родителей. Народу к церкви сбежалось много. Надеялись, что уговорят не рушить. Все плакали. Я помню, что на входе в церковь были красивые ступеньки чугунного литья. Мы, маленькие дети, их всегда рассматривали. Эти ступени безжалостно разломали: на тракторе заезжали вплотную к самому зданию»
В январе 1947 года в верхнем этаже церкви (клиросе) оборудовали радиоузел Покровского сельсовета. Но вскоре колхоз здание забросил, и оно пустовало до тех пор, пока его не передали Покровскому комбинату стройматериалов. С кожевенных заводов, обувных и текстильных фабрик привозили отходы, добавляли песок, битум и автомобильные покрышки, пропускали смесь через специальное оборудование, где плавились битум и покрышки. Всё это перемешивали, и из полученной массы делали резинобитумную кровлю в листах и рулонах.
Через какое-то время комбинат перепрофилировали, организовав выпуск ваты и пошив матрацев. Прямо при входе в церковь стоял трепальный станок, перед алтарём, стояли небольшие станки. Из Казахстана завозили линт (отходы хлопка), из которого получали вату. Рядом с церковью расположились цеха для пошивки и набивки матрацев, которыми обеспечивали всю Свердловскую область.
Затем здание церкви передали местному племзаводу «Тагил», который и вывез станки. Племзавод «Тагил» использовал только хозяйственные постройки: машинный и тракторный гаражи …» – рассказывал А.А. Кучма.
Лишь 13 сентября 1990 года исполком Покровского сельского Совета народных депутатов, рассмотрев заявление верующих, зарегистрировал религиозную общину в составе двадцати человек. В начале 90-х годов прошлого века церковь была вновь открыта. Силами прихожан церковь отмыли и очистили от грязи, следов трехкратных пожаров.
Тяжелым испытанием для покровчан в начале прошлого века стала гражданская война 1918 – 1920 годов. В июле 1918 года белочехи взяли Екатеринбург. Вскоре завязались бои за Нижний Тагил. В книге маршала Советского Союза Ф.И. Голикова «Красные орлы» говорится: «5 октября весь полк собрался в окрестностях Салки. Положение наше ухудшилось. Беляки не то позавчера, не то еще 4 октября взяли Нижний Тагил и станцию Сан-Донато. Мы отрезаны от бригады и дивизии. Из наступления, предпринятого полком, ничего не получилось. Соединиться со своими, которые воевали в Тагиле, не удалось. Теперь занимаем оборону у станции Салка. Рядом село Покровское. Белые обстреливают нашу роту из пулеметов, но близко не подходят. Мы в ответ стреляем по ним». В память об этом событии одну из улиц села местные жители назвали улицей Красных Орлов. Такое красивое название было присвоено Первому Крестьянскому полку за его победы над белочехами.
В 1930 году в нашем селе организовали колхоз «Заветы Ильича». В него вошли свыше сотни крестьянских хозяйств. Колхоз просуществовал около тридцати лет, преодолевая все трудности, характерные для небольших коллективных хозяйств того времени. 1 марта 1957 года он потерял хозяйственную самостоятельность и вошел в состав госплемзавода «Тагил», наряду с совхозами «Зональный» и «Тагил».
В 30-е – 40-е годы многие покровчане работали в артели «Индустрия», выпускавшей кирпич, валенки, лапти, спички и другую продукцию. Труд был ручным, тяжелым. Нелегко жилось и тем, кто в довоенный период принимал участие в строительстве Уралвагонстроя – в будущем Уралвагонзавода. В 1932 году в селе Покровское заводчане открыли первые дошкольные учреждения: ясли и детский сад. Сохранился акт обследования дошкольных учреждений, составленный в 1935 году. «Всего в яслях – 21 ребенок, помещение рассчитано на 30 человек. Обслуживающего персонала – 7 человек. Помещение не приспособлено, полы не крашенные».
Еще в январе 1872 года в селе начало функционировать Никольское начальное народное училище. В Государственном архиве Свердловской области сохранились документы о первом публичном испытании учеников училища. В них участвовало шестьдесят мальчиков и десять девочек. На содержание земского учебного заведения жители села платили специальный налог, равнявшийся 40 копейкам.
После разгрома белочехов учительницей в одноклассном Никольском начальном народном училище работала Евдокия Константиновна Хорькова. Она выдавала школьникам учебники и письменные принадлежности. Основными предметами были математика и русский язык. Из-за отсутствия тёплой одежды и обуви дети учились только до зимы, на этом зачастую их обучение заканчивалось. В начале 1920 года училище находилось в старом деревянном доме на перекрёстке улиц Черниговской и Советской.
Ещё до февральской революции 1917 года жители села приняли решение - построить двухэтажное школьное здание. Однако из-за первой мировой войны, революций 1917 года его строительство затянулось. В 1921 году в недостроенном двухэтажном здании (ныне там располагается Покровская территориальная администрация) открыли первую государственную школу для детей. Одновременно начала работать школу грамоты для взрослых, но действовала она очень недолго; окончило её всего 10 человек.
В 1928 году в селе создали первый пионерский отряд. Вместе с пионерами молодая учительница Бронникова Мария Павловна и первый вожатый Алексеев Алексей проводили походы за чистоту села, собирали металлолом, участвовали в ликвидации неграмотности односельчан. До 1934 года функционировала четырёхклассная школа I ступени. Но уже в 1935 году состоялся первый выпуск семиклассников Покровской неполной средней школы № 53 Нижнетагильского гороно.
Учителей катастрофически не хватало. Виктор Иванович Шкарабура стал первым жителем села, получившим педагогическое образование на учительских курсах в Нижнем Тагиле. В родной школе он преподавал математику.
В годы Великой Отечественной войны количество учащихся резко возросло за счёт эвакуированных. Педагогический коллектив школы № 53, возглавляемой Иваном Михайловичем Стародубцевым, совместно с детьми помогал фронту. Собирали консервные банки, лекарственные растения, золу, картофельные верхушки, шили и вязали тёплые вещи для фронта и эвакуированных детских домов, выращивали на пришкольном участке картофель для фонда обороны, принимали участие в сборе денег на танк "Тагильский школьник", вели переписку с фронтовиками.
В 1944 году ввели выпускные экзамены по окончанию начальной и семилетней школы и экзамены на аттестат зрелости. Отличившиеся в учёбе школьники награждались золотыми и серебряными медалями.
После окончания Великой Отечественной войны в коллектив пришли бывшие фронтовики. Один из них – Мышкин Александр Иванович – стал директором школы. Судьба этого человека необычна. Фамилия Александра Ивановича увековечена в Сталинграде (ныне – Волгоград) на Мамаевом кургане. Во время войны семья получила извещение о гибели Александра Ивановича. К счастью, всё обошлось ранением, хотя и очень тяжёлым.
В послевоенный период педагоги и школьники, кроме учебы, занимались художественной самодеятельностью, спортом, трудились на полях и фермах колхоза "Заветы Ильича". За участие в воскресниках учителей награждали капроновыми чулками, косынками, мужчин-педагогов –галстуками. В 1958 году пионерское звено шестого класса премировали бесплатной путевкой в театр за победу в сборе хвои. В 1960 году победители сбора консервных банок получили в награду бюсты Пушкина и Маяковского.
Интересные факты о школьной жизни рассказывала покровчанка Людмила Дмитриевна Волкова: «В старой школе младшие классы учились на первом этаже. Места всем не хватало, так как классы укомплектовывались до 30 человек, а комнатки были небольшими. Отопление в здании было печным, из-за чего техничкам приходилось рано приходить в школу и затапливать печи. Столовой не было, но на втором этаже находился буфет. Правда, пользовались мы им редко из-за нехватки денег. Вторые – четвертые классы обучались во вторую смену в бывших жилых домах по улицам Симбирской и Широкой. По соседству со школой находился приусадебный участок, где обучали уходу за различными растениями. Выращенный урожай продавали местному населению, а вырученные деньги уходили на нужды школы».
В сентябре 1960 года Покровская неполная средняя школа № 53 перешла на восьмилетнее обучение, а с 31 мая 1965 года стала именоваться Покровской восьмилетней школой № 10 Пригородного района. В августе 1965 года произошло новое изменение статуса школы: Покровскую школу перевели на десятилетнее обучение.
Первый выпуск десятиклассников стал для покровчан двойным праздником: выпуск 1966 – 1967 гг. состоялся в новом трёхэтажном здании, в котором школа находится и поныне. Его ввели в эксплуатацию в октябре 1966 года. Организатором строительства типового здания школы и учительского дома был Пискарёв Полиевкт Николаевич, внёсший значительный вклад в обновление школы.
Еще в довоенное время в селе появились первые культурно-просветительные учреждения. В начале 20-х годов прошлого века в селе открыли народный дом и избу-читальню, подчинявшиеся Покровскому отделу народного образования. Согласно архивным данным, Покровский народный дом располагался в здании площадью около 70 квадратных метров. Помещение освещалось 4 керосиновыми лампами. В 1920 году никаких кружков при нардоме не было. Имелась сцена площадью 13 квадратных метров, декорация комнат. Работники и активисты избы-читальни проводили групповые и индивидуальные беседы, организовывали громкие читки газет «Беднота», «Уральская крестьянская газета», «Тагильский рабочий», причем не только в помещении избы-читальни, но и на посиделках крестьян в личных домах. По подписке получали журналы «Безбожник», «Сам себе агроном», «Лапоть», «Крестьянка». В постановках спектаклей участвовали любители. Как вспоминает старожил села Александр Алексеевич Кучма, «накануне войны в клубе собиралось много молодежи. Работало много кружков, даже был кружок западноевропейских танцев». В теплое время года любимым местом вечерних гуляний покровчан была так называемая «сковородка», расположенная неподалеку от клуба: под звуки гармошки молодежь пела и танцевала после напряженных трудовых будней.
В начале 20-х годов прошлого века в селе появилось первое медицинское учреждение. Как говорилось в одном из архивных документов, «фельдшерский пункт размещается в обычном крестьянском доме, состоящем из нескольких комнат. Он отапливается при помощи круглых печей. На кухне находится русская печь с плитой». Длительное время его заведующим и бессменным фельдшером в селе числился Степан Иванович Путилов,. В условиях скудного финансирования и примитивных медицинских приспособлений ему приходилось вести борьбу с тифом, малярией, туберкулезом, сибирской язвой и другими тяжелейшими болезнями. Путилов С.И. не только оказывал первую помощь заболевшим, но и вел профилактическую, санитарно-эпидемиологическую работу. Только в 1935 году он привил 1315 человек от оспы, 364 человека от брюшного тифа. В 1936 году решением Нижнетагильского окрздравотдела в селе открыли родильное отделение на 5 коек.
В годы Великой Отечественной войны работники фельдшерско-акушерского пункта проводили медицинское обследование и оказывали помощь эвакуированным людям, прибывшим в село из Сталинградской, Харьковской и Ленинградской областей. В ущерб своим профессиональным обязанностям медперсонал занимался заготовкой дров для отопления медпункта, обеспечивал ФАП водой.
В послевоенное время медицинская помощь расширилась. В 1949 году в селе Покровском открылась стационарная больница, обслуживавшая не только покровчан и жителей д. Хутор, но и рабочих прилегающих поселков, позже начала работать аптека. В это время улучшилось питание детского сада, детских яслей, произошло расширение финансирования сельского фельдшерско-акушерского пункта. Для перевозки медицинских работников и доставки больных в стационар приобрели лошадь. Медсестра Мария Максимовна Вернигор вспоминала о тех временах: «Помню, были вспышки дифтерии и туберкулеза. Мы сверх рабочего времени шли от дома к дому, измеряли покровчанам температуру. К людям, страдающим туберкулезом или онкологическими заболеваниями, приходили на дом, ставили обезболивающие уколы, глюкозу, витамины. Село большое, иногда приходилось ездить на вызов на лошади, больных забирали и увозили в стационар тоже на лошадях. В 70-е годы проводили вакцинацию населения от дифтерии, столбняка, туберкулёза и клещевого энцефалита».
В 2007 году в трехэтажном здании сельской администрации открыли общую врачебную практику, завезли современное медицинское оборудование.
Главным хозяйственным предприятием нашего населенного пункта долгое время являлась Нижнетагильская птицефабрика, которую основали на месте подсобного хозяйства УВЗ «Ватиха». Совет Министров РСФСР постановлением № 1029 от 3 сентября 1958 года принял предложение Свердловского совнархоза и Свердловского облисполкома о строительстве в области трех птицефабрик. В этом перечне было и наше предприятие. Первым директором птицефабрики назначили участника Великой Отечественной войны Василия Григорьевича Прудченко. Старожилы села вспоминают, что он был настоящим Хозяином с большой буквы. Фермы подсобного хозяйства «Ватиха» переоборудовали под птичники. В ускоренные сроки создали 9 новых производственных корпусов. Одновременно началось строительство поселка тружеников птицефабрики. В 1961 году построили цех выращивания кур, инкубаторий, ветеринарную аптеку. Первоначально птица содержалась напольно, но вскоре в птичниках установили 4-ярусные деревянные батареи собственного производства. Механизировались и автоматизировались производственные процессы, тем самым облегчался труд птичниц.
В 1978 году на фабрику был назначен новый директор – Геннадий Константинович Потапов. Он продолжил работы по установке механизированного оборудования, при нем открылись почтовое отделение связи и поселковый промышленный магазин. В 1970 году ввели в эксплуатацию Дом культуры на 330 мест. В эти же годы, расширяя социальную программу, завершили строительство 160 благоустроенных квартир и детского сада на 140 детей. В микрорайоне села начали работать продовольственный магазин, медпункт, банно-прачечный комбинат.
Новый детский сад «Гусельки» вскоре приобрел широкую известность. В 1976 году детский комбинат №87 Нижнетагильской птицефабрики стал участником Всесоюзного смотра-конкурса на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания. В 1978 году ввели в строй газовую котельную. В 1993 году построили три 18-квартирных, три 27-квартирных и четырнадцать 2-квартирных домов, цех здоровья.
В 1979 году работники птицефабрики организовали хоровой коллектив, который через 10 лет получил звание народного. В 70-80 годы традиционно проводились смотры цеховой художественной самодеятельности. В них принимали участие коллективы всех структурных подразделений птицефабрики. Организация досуга предусматривала проведение массовых спортивных мероприятий.
С распадом Советского Союза в работе птицефабрики начались перебои. Несмотря на череду преград, в 1997 году НТПФ стала одним из лидеров соцсоревнования. А в 1998 году Нижнетагильская птицефабрика вошла в число 300 лучших сельских предприятий страны. В следующем году коллектив НТПФ наградили грамотой правительства области «Агро-99». Для реализации продукции создали широкую сеть торговых точек. Казалось бы, птицефабрика надежно защищена от бурь 90-х годов XX века, уже разрушивших немало предприятий. Но, увы…В 2003 году предприятие пережило банкротство, а с 2005 года оно перешло в частное владение, в котором находится до сих пор.
Покровчане чтят героическое прошлое своих предков. В центре современного села Покровское сооружены стела и стена памяти – дань тем, кто отдал Отчизне самое дорогое – свою жизнь. В одной из Книг памяти Пригородного района описан процесс строительства обелиска и стены памяти. В первую очередь в селе стали составлять списки погибших. Депутаты на очередной сессии обязали председателя сельсовета построить памятник. Кучма А.А. сам нарисовал эскиз памятника и привез его в городскую художественную мастерскую. Художники замысел поддержали. На очередной сессии депутаты утвердили проект. Эскиз вывесили в сельсовете для всеобщего обозрения, а затем приступили к практическому воплощению замысла. Начальник 806-го авиаремонтного завода Юрий Борисович Тышецкий дал согласие на изготовление стелы: дескать, сделаем ее бесплатно, а за металл уплатите по предъявлению счета. Заказ заводчане выполняли во внерабочее время.
Памятник открыли 9 мая 1975 года. Сдернули полотнище с памятника фронтовик Дмитрий Иосифович Волков и инвалид войны Петр Александрович Щадилов. Плиты с фамилиями погибших изготовили позже. В стену замуровали гильзу с землей из братской могилы. Ее привез с могилы отца в Калининской области Геннадий Душин, которому к моменту призыва отца в армию был всего один месяц. В прошлом году мемориальный комплекс реконструировали, установили вечный огонь, Памятник приобрел вторую жизнь как символ героев-покровчан, всех тех жителей села, кто доблестно защищал современность и будущее Отечества.
Галина Николаевна Григорук. Учитель истории и обществознания МАО СОШ №10