Жизнь любого населённого пункта связана с его жителями. Наши маленькие деревни живы, пока есть люди, которые считают их своим родным домом и делают всё, чтобы сохранить его для своих детей и внуков.
О том, как жила деревня Луговая последние полвека и чем она живёт сегодня, мы попросили рассказать коренную жительницу деревни Тамару Васильевну Парфилькину. Более 14 лет она проработала в сельском Совете, став председателем в 1982 году, когда ей было всего 25 лет.
Кроме того, будучи медсестрой по образованию, более 30 лет Тамара Васильевна посвятила сельской медицине и окончательно вышла на заслуженный отдых только несколько месяцев назад. Скучать ей, конечно, не приходится, особенно летом. У неё 18 внуков и правнук. В деревне ребятам раздолье, им и южного моря не надо, куда милее бабушкина деревенская речка.
Расположившись на скамейке у дома, мы начали свой разговор.
Т.В. Парфилькина.
- Тамара Васильевна, Вы родились и всю жизнь прожили в этой деревне, а откуда родом были Ваши родители?
- Отец здесь родился, он участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. В общей сложности его не было дома около семи лет. Мама родилась и выросла в деревне Маслянка, раньше рядом с нами была такая деревня. Они девчонками бегали в Луговую на танцы. Здесь после войны с отцом и познакомилась. Потом и бабушка с дедом сюда перебрались. В нашей деревне тогда было много работы, она была центральной усадьбой колхоза «1 Мая». Были фермы, свинарник, большой доильный круг, конный двор, у меня папа на нём работал. Мы с братьями бегали ему помогать, на лошадях катались. По молодости мама работала телятницей, много кто тогда работал на ферме. Кроме того, были колхозные парники, сад. ,
Супруги Парфилькины со старшими сыновьями.
- Сколько у Вас в семье было детей, что можете рассказать о своём детстве?
- В семье было пять детей. Двое младших, к сожалению, умерли в детском возрасте. Маленькая Танюшка простудилась в яслях и умерла, когда ей было всего четыре месяца, а с братом произошёл несчастный случай.
Два моих брата - старший и младший - сейчас живут в селе Николо-Павловское. Родились мы все здесь в деревне, в то время в Луговой при ФАПе работало родильное отделение. Помещение было просторное, двухэтажное, с большим количеством комнат, в подвале размещалась кухня с паровым отоплением. Тогда рождение ребёнка в деревне было как настоящий праздник, обязательно пекли большие наливные пироги.
Детство у нас было хорошее, интересное. Привезут товары в сельпо, мы любой обновке рады. С получки родители покупали целый мешок конфет. В магазине всё брали на развес - масло, маргарин, заворачивали в бумагу, а холодильников не было, хранили в погребе.
Очень интересно вспоминать школьные годы. Начинала я учиться здесь в деревне, но у нас была только начальная школа. Потом училась в Мурзинской школе, жила в интернате. Нас там человек 90 было - из Зырянки, Новой деревни, с Алабашки даже ребята жили.
Воспитателем у нас была Мария Александровна Конева. В коридоре стояли парты, в пять часов вечера все садились и занимались. Очень интересно жили, как одна большая семья. Дежурили по комнатам, по столовой, проводили всякие мероприятия, танцы. 9-10 классы училась уже в Южаковской школе, там тоже жили в интернате.
- После школы Вы поступили в медицинское училище, почему выбрали эту профессию?
- Я очень хотела стать врачом и поступала на фельдшера. Было шесть человек на место, мне не хватило всего полбалла. Обидно, тогда могли ходатайство написать, я бы проучилась на фельдшера и всю жизнь здесь в районе работала врачом. Когда я получила диплом медсестры, меня направили в детскую поликлинику на Вагонку. В то время в Луговой были большие проблемы с медиком – то есть, то нет. Городские приедут, отработают и уезжают, а то еще замуж выйдут и деревенского парня с собой прихватят. Тогда председатель через райздрав попросила перенаправить меня сюда.
- Ох и трудно Вам, наверное, пришлось почти совсем без опыта работы?
- Медсестре сразу одной на ФАПе управляться очень трудно. Деревня глухая, дорог не было. Это было в 1976 году. Сразу на третий день моей трудовой деятельности произошёл несчастный случай. Мы были на покосе в выходной день, и началась сильная гроза. У нас на глазах сверкнула молния и вспыхнула сосна. Тут мне кричат: «Беги быстрее, там мальчик погиб!» Оказалось на берегу реки два брата пасли телят. Молния ударила по лошади и по младшему брату. Сразу насмерть, а он всего-то в третьем классе учился. Прибежала я, а что уже сделаешь? У меня, конечно, сильный стресс был. Во-первых, теряешься, во-вторых, опыта врачебного совсем мало. Тяжело было работать. В ночь полночь вызова, потом на приёме сидишь, а потом ещё по домам бегаешь. И рожениц возила, и на дому роды принимала. Тогда директору совхоза позвонишь, попросишь машину, и он давал, шёл навстречу. Скорая была одна, не дозвониться. Один телефон на почте, другой в совете, куда бежать? Я была такая маленькая, не опытная, но работала. В Башкарской больнице очень опытные были фельдшера, они всегда помогали и делом, и советом. Проработала пять лет, потом замуж вышла, семья, дети пошли.
- Как с будущим мужем Сергеем Ивановичем познакомились, или Вы с детства дружили?
- Я его на класс постарше. В школьные годы сильно не общались. У нас своя была компания, у них - своя. После танцев в лес ходили - костёр, картошка, пели песни до самого утра под гармонь Дмитрия Орлова. Мои ровесницы закончили училища, кто на крановщика, кто на мебельщика и разъехались. Я тут одна осталась, а парней много было, стали с Сергеем встречаться. Когда из армии пришел, поженились. Его отец купил нам на ферме молоденькую коровку. Мы всегда корову держали, у нас и сейчас корова Белка есть. В деревне всего две коровы, одна из них наша.
Когда поженились, муж сначала работал в Башкарском совхозе механизатором, потом его выбрали управляющим отделения. Ничего, справлялся, он училище закончил, в сельском хозяйстве хорошо разбирается. Сейчас работает в ООО «Некрасово».
Мы вместе уже 46 лет, вырастили четырёх сыновей. Имена им дали русские - Александр, Иван, Дмитрий и Алексей, всем дали образование. Ребята у нас серьёзные. Старший Александр служит в ОМОНе, второй - Иван стал водителем. Дмитрий работал в полиции, жена у него из Южаково, медик. У них большая семья – девять детей.
Александр и Дмитрий не раз бывали в служебных командировках в Чеченской Республике, Дагестане, старший уже три раза был в зоне СВО.
Младший Алексей после армии пошёл в ФСБ. Он шебутной, такой же, как я - стрелец по гороскопу. Сейчас работает в Новоуральске, но приезжает, помогает.
Всего у нас 18 внуков и один правнук. Последней внучке 10 месяцев и 8 месяцев правнуку.
- Тамара Васильевна, а как получилось, что в 25 лет Вы стали председателем сельского Совета?
- У меня к тому времени было уже двое детей. Пока была в декрете, моё место в ФАПе заняли. Я всегда была очень активная, участвовала во всех общественных делах. Кроме того, у меня было среднее специальное образование, вот наши депутаты меня и выбрали. Тогда мне казалось, что они такие взрослые дяденьки, а кто и дедушки, за плечами у них целая жизнь. Было много ветеранов, участников войны, тружеников тыла. В 1985 году к 40-летию Победы ветеранов награждали орденом Отечественной войны, тогда у нас живых ещё оставалось 23 участника войны. Мы в деревне очень дружно жили. Везде все вместе: на субботники, на покос, на зерноскладе зерно лопатили. Председателем сельского Совета я проработала восемь лет, потом шесть лет секретарем.
Здание клуба (бывший сельский Совет).
- Какие тогда приходилось решать проблемы?
- Тогда выделялись средства на благоустройство деревни, ремонтировали учреждения соцкультбыта, отсыпали дороги, делали деревянные тротуары, приобретали мебель для ФАПа, сельского Совета. Помню, как сама ездила покупать 50 мягких кресел для клуба.
Большая работа велась по борьбе с пьянством. Образовывали специальные комиссии по соблюдению дисциплины на ферме, работал клуб, выпускали стенгазету. Я хорошо рисую, и меня часто просили нарисовать что-нибудь, например, в рубрику «Вилы в бок». Сейчас бы обиделись люди, если кого-то бы так прокатили, а раньше нормально воспринимали. «Так это же Тамара рисовала!» Посмеются мужики, и никаких обид.
После того как совхоз распался, ставку секретаря сократили, я оказалась без работы. А с 1996 года стала заведующей клубом и проработала на этой должности 16 лет.
- Ваш медицинский стаж работы больше 30 лет, когда и почему Вы снова вернулись в профессию?
- Последние десять лет работу в клубе на полставки я совмещала с работой в ФАПе в деревне Новая. Выйдя на работу, мне пришлось самой отремонтировать помещение ФАПа, помогли рабочие с деревенской пилорамы, принадлежащей подсобному хозяйству УВЗ. С 2007 года я уже работала на полной ставке. В 2014 году в небольших деревнях ФАПы стали закрываться, закрыли и мой в Новой, а меня сократили. Девять последних лет до апреля нынешнего года вместе с Русланой Яковлевной Касилиной я работала на мобильном ФАПе. Условия работы тяжёлые. До меня на этом месте работала молодая медсестра, так она убежала через три месяца. Мы обслуживали 11 населенных пунктов и в жару, и в холод. Пока автобус был новый, ещё всё было нормально, но со временем он в буквальном смысле стал разваливаться. Летом пока до какой-нибудь деревни доедешь, вся машина и оборудование в пыли.
- Какие задачи, на Ваш взгляд, нужно решить в ближайшем будущем для более комфортной жизни в деревни Луговая?
- Конечно, хочется, чтобы деревне уделялось больше внимания, выделялись средства на благоустройство. Мы давно ждём отсыпку дороги по деревне, сейчас до кладбища невозможно проехать. Мост через реку Маслянка находится в плачевном состоянии. Также нужно включить в план установку мусорных баков в районе кладбища. Ну и главное, чтобы люди оставались, в деревне, нужна работа.
- В силу своего беспокойного характера Вы и сейчас не остаётесь в стороне от общественных дел и являетесь старостой деревни. Чем сегодня живёт Луговая? Есть какие-то позитивные моменты?
- Сейчас в Луговой постоянно живёт очень мало человек, но остаются люди, которым небезразлична судьба нашей деревни. В прошлом году решили общими силами восстановить здание старой церкви в центре деревни. Активное участие в этом приняли мои сыновья, старшие внуки и деревенская молодёжь. Собрали деньги, помогли наши деревенские и люди, которые здесь жили раньше. На эти средства сделали ремонт крыши, а сейчас заказали рамы, которые оплатила жительница деревни Зинаида Андреевна Баданова.
Это здание еще дореволюционной постройки, очень долго служило жителям деревни и является нашей достопримечательностью, нашей историей. Во времена колхоза там было зернохранилище, а после войны разместился клуб. Именно в нём я и начинала работать заведующей. В этом клубе каждый вечер были дискотеки, народу собиралось много. Играли в бильярд на сцене большого зала проводили концерты, ставили спектакли, крутили кино на больших ленточных бобинах, потом на видеокассетах. Молодёжь танцевала сначала под гармошку, потом под пластинки, магнитофон.
В 2004 голу сельский Совет закрыли и клуб из здания бывшей церкви, которое уже было в аварийном состоянии, перенесли туда.
В прошлом году младший сын ещё загорелся идеей пруд восстановить. Там от прежнего водоёма только болото оставалось. Собрались братья да еще внук, большой, уже после армии. Люди опять же помогли деньгами. Всё выкопали, отсыпали щебнем, освободили проход для воды и запустили рыбу. Сейчас радость детям, по два раза в день на пруд ходят.
В этом году еще на кладбище забор поставили. Одна сторона оставалась не огороженной. Так своими силами понемногу порядок наводим.
- От имени редакции поздравляю Вас с юбилеем родной деревни Луговая. Желаю в Год семьи Вам, всей вашей семье и жителям деревни здоровья, выполнения намеченных планов и оставаться всегда такими активными и дружными.
Пока материал готовился к печати, в церкви уже установили новые оконные рамы. Так что праздник старейшее здание деревни будет встречать обновленным.
Елена Панькова.
Фото автора и из семейного архива Т.В. Парфилькиной.
Глава семьи (в центре) с сыновьями.
Крещение внуков в храме.